Формирование институциональных предпосылок развития финансового сектора экономики Украины
Централизованные институциональные инновации в финансовом секторе могут быть действенными в трех случаях:
1) государство обладает практически неограниченным потенциалом влияния посредством насилия;
2) субъекты финансового сектора соблюдают все формальные правила;
3) использование этих ограничений выгодно субъектам данного сектора независимо от действий фактора государственного принуждения.
Банковская система, фондовый рынок, страховой сектор и система пенсионного обеспечения - это сложные институты, функционирование которых связано с взаимодействием большого количества авторов. И с усложнением этих систем прогрессирует оппортунистическое поведение, когда один из агентов использует институт вопреки интересам своих контрагентов. Как показал опыт, это стало возможным в 1990-е годы в украинской институциональной среде, которую можно назвать неразвитой из-за отсутствия механизмов предотвращения такой практики. Не случайно именно в украинском финансовом секторе наблюдались самые большие мутации институтов, когда банки занимались всем, кроме кредитования реального сектора, а основные доходы страховщиков формировались благодаря реализации "серых" зарплатных схем. И сегодня мы наблюдаем общее недоверие к финансовым институтам, что не позволяет банкам, страховым компаниям, инвестиционным и пенсионным фондам набирать критическую массу клиентов, необходимую для обеспечения эффективности и снижения стоимости финансовых услуг. В качестве примера упрощения банковской системы можно рассматривать кроме пруденциального надзора развитие кредитной кооперации, которая бы дала возможность домохозяйствам приобрести навыки использования более простых финансовых инструментов и послужила механизмом социального обеспечения, создавая таким образом положительные прецеденты взаимодействия с новыми финансовыми институтами.
Действительно, импортирование институций средствами "шоковой терапии" не дало ожидаемого результата. Возможно, лучше было бы, - и это следует из местного опыта, - использовать инкрементальный, или поэтапный подход, когда "история имеет значение", в отличие от неоклассических моделей, где она не принимается во внимание. На первом этапе должны осуществляться мониторинг финансового поведения авторов, определяться устойчивые группы интересов, возможные силы поддержки и сопротивления; далее предлагается несколько вариантов реформ в финансовом секторе при обязательном публичном обсуждении (например, в Интернете и СМИ). Следующий этап - утверждение формальной модели институции (нормативно-правого акта), которая бы включала формулировку целей институции; обоснование необходимости изменения предыдущей институции; анализ экономических и социальных последствий от внедрения; расчет необходимых ресурсов для эффективной работы институции; программу мониторинга ее поведения; программу информирования и обучения авторов, на которых рассчитана институция. Через год после формального принятия институции проводится публичное обсуждение (например, Верховной Радой) проблем ее внедрения в практику хозяйственной деятельности, разрабатываются и вносятся необходимые изменения. Процесс формирования новых институций можно ускорить путем выявления групп авторов, формирующих спрос на новые институции, их кооперации и предоставления возможности учиться, что позволит распространить на финансовый сектор экономики самую лучшую практику. И здесь можно говорить о таком явлении, как институциональная динамика, которая, по определению А. Гриценко, является формированием правил, норм, процедур институциональных изменений, готовности к ним субъектов. Следовательно, если институции - это "правила игры", то должны быть правила изменения существующих правил. Со своей стороны, можем добавить, что появление рыночных институций в финансовом секторе экономики не совпадает по времени, из-за чего они исследуются отдельно друг от друга. Поэтому возникает необходимость, например, в разработке банковского законодательства синхронно с другими нормативно-правовыми актами, прежде всего Хозяйственным, Налоговым, Бюджетным кодексами, а также законодательством в небанковской финансово-кредитной системе. Это приведет к выравниванию темпов развития подсекторов финансовой сферы экономики Украины. В свою очередь, В. Зимовец, в частности, отмечает, что формирование эффективного финансового сектора в стране - длительный процесс, требующий институционализации положительного опыта отношений в плоскости "финансовый сектор - реальный сектор". В противовес этому нормативный подход к формированию финансового сектора (по данному сценарию) определяется как малоэффективный.
Еще статьи по экономике
Исследование реализации продукции (на основе материалов ОАО Промприбор)
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема
производственной продукции, повышение ее ...
Методы максимизации прибыли, применяемые в российской и зарубежной хозяйственной практике
В
условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект
старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность.
Добиться такого состояния дел пр ...
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...