Формирование институциональных предпосылок развития финансового сектора экономики Украины
Пришло понимание того, что невозможно полностью разрушить старую институциональную систему и построить новую исключительно за счет импорта и конгруэнтности институций; необходимо стимулировать развитие уже существующих институций с целью их "улучшения". При этом желаемого экономического эффекта можно достичь только благодаря реализации принципа комплементарности институций, то есть на основе взаимосвязанных институциональных изменений, когда институции дополняют друг друга.
Нельзя не согласиться с тем, что "революционный" этап утверждения новых "правил игры" уже пройден, а институциональная система в значительной мере стабилизирована, однако это своеобразная стабилизация, при которой формальные институции продолжают действовать по аналогии с неформальными. Нужно учитывать и то, что украинская экономика в целом, так же как и ее финансовый сектор, в процессе становления рыночной системы не смогла обойтись без импорта институций, то есть Украина как страна-импортер получает институции, уже доказавшие свою эффективность в другой стране, и освобождается от необходимости поиска оптимальной институциональной структуры методом проб и ошибок. "На мировом рынке институтов всегда есть выбор. Например, если не оправдывает надежд банковская система, построенная на принципах американского банковского права , то всегда можно обратиться к немецкой модели. Кроме того, из-за отсутствия специфицированных прав собственности на институциональные модели расходы на их воспроизводство минимальны. Ни в мировом праве, ни в праве отдельных стран нет положений, которые бы препятствовали копированию того или иного формального института без выплаты компенсации стране, которой принадлежит авторство создания образца".
Вместе с тем анализ 20-летнего опыта социально-экономических трансформаций в Украине свидетельствует, что в стране происходит главным образом имитация элементов рыночной инфраструктуры, скопированной у западных стран. "Наличие коммерческих банков, биржи, инвестиционных посредников, номинального рынка ценных бумаг еще не гарантирует усиления государственных и корпоративных финансов, формирования эффективного рынка капитала и повышения ликвидности производственного капитала, роста инвестиций в реальный сектор экономики". Эти вопросы нашли отражение в работе советника старшего вице-президента и главного экономиста Всемирного банка Д. Эллермана, в которой он исследует формирование финансового сектора в постсоциалистических странах. По его мнению, функционирование этого сегмента экономики как посредника должно обеспечиваться банками и рынками облигаций. Банки действительно являются посредниками, но это посредничество между "сбережениями" олигархов и их же "инвестициями" в собственные счета в иностранных банках. Рынки облигаций также не выполнили отведенную им функцию, а лишь служили огромной схемой Понци, особенно в России. И если не банки и не рынок облигаций являются "рынком капитала" в финансовом секторе, то остается фондовый рынок, однако даже в экономике развитых стран он занимает весьма незначительное место. В этом смысле основная причина внимания постсоциалистических стран к этому рынку видится исследователем "культовой" в антропологическом плане, или тотемной. «"Уоллстритовская" ментальность, пустившая корни в постсоциалистических странах, напоминает культ самолета, который возник на островах южной части Тихого океана после Второй мировой войны. В годы войны большинство благ цивилизации были принесены туземцам "большими небесными птицами", которые приземлялись на новые авиабазы или заправочные пункты этого региона. Но после войны "птицы" улетели назад в небо. Пытаясь уговорить "больших птиц" вернуться с небес со своим грузом, туземцы стали строить макеты посадочных полос с деревянными самолетами . Посткоммунистические страны, не имея даже приемлемой этому названию банковской системы, тем не менее открыли "фондовые биржи", считая, что тем самым дают стартовый толчок капитализму. Правительственные чиновники в странах Восточной Европы, бывшего СССР, даже в Монголии и Албании, с гордостью демонстрировали западным делегациям . бутафорские фондовые биржи, оснащенные компьютерами и "большим табло", в надежде, что чудеса экономики частного предпринимательства будут подарены им с неба». Таким образом, с учетом последствий мирового финансового кризиса Украине не стоит надеяться на быстрое восстановление рынка ценных бумаг. Сегодня нам понадобится более традиционный инструмент финансирования - надежная банковская система. Изучая проблему импорта институций, А. Олейник исследует такую категорию, как "конгруэнтность институций", то есть когда успех их импорта обеспечивается близостью общих тенденций развития господствующих в стране-импортере неформальных и формальных норм, на основе которых функционирует импортируемая институция. Конгруэнтность норм может привести к их конвергенции - приближению (или даже совпадению) траекторий институционального развития. Характер и степень конгруэнтности формальных и неформальных норм оценить на практике очень сложно. Известно несколько методик, однако их общим недостатком являются ориентация на конкретные случаи и, соответственно, ограниченность сфер применения:
Еще статьи по экономике
Исследование современного состояния естественных монополий в России
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что
позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую
составляющую в качестве причины этого несове ...
Определение рыночной стоимости двухкомнатной квартиры в двухэтажном кирпичном доме, расположенном в п. Ильинское
Задание на оценку
· Объект оценки: Двухкомнатная квартира в кирпичном доме;
Адрес: Ивановская обл. Ильинский р-н, п. Ильинское, ул. Советская
д.77 кв.6
· Собственни ...
Формирование рыночной цены
Представление о цене сложилось достаточно давно. Изначально цену
связывали именно с денежным выражением стоимости товара, затем стали
рассматривать как отдельную характеристику товара. Ц ...