Формирование институциональных предпосылок развития финансового сектора экономики Украины
Мировая финансовая система, по сути, превратилась в глобальный спекулятивный конгломерат, функционирующий не в интересах развития экономики, роста промышленного производства и уровня жизни людей, а для обогащения развитых стран, что и стало причиной последних глобальных мировых кризисов. Приведем краткую хронологию событий последних лет: инвестиционный кризис 1990-1991 гг., связанный с падением фондовых индексов, пересмотром ожиданий инвесторов; крах финансовой системы Мексики (декабрь 1994 г. - январь 1995 г.); банкротство ряда американских органов местного самоуправления, вложивших средства от налоговых поступлений в сомнительные ценные бумаги (декабрь 1994 г.); кризис испанского песо, шведской кроны и итальянской лиры, стремительное падение курса доллара (первое полугодие 1995 г.); банкротство вследствие спекуляций известного британского банка "Barings", кризис крупнейшей в мире страховой компании "Lloyd's of London" (февраль - март 1995 г.); азиатский финансовый кризис (осень 1997 г.), охвативший страны Тихоокеанского региона, атакже удаленные от Азии страны, в том числе и Украину; обвал компаний, связанных с сетью Интернет (доткомов), индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ в 2000 г. с дальнейшим разворачиванием в 2002-2003 гг. инвестиционного кризиса и мировой рецессии; глобальный финансовый кризис, связанный с обвалом ипотечного рынка США и спекулятивными операциями со структурированными финансовыми инструментами (2007-2009 гг. идо настоящего времени).
Статус страны в современном мире во многом определяется тем, какой у нее финансовый сектор, а его состояние в Украине не выдерживает никакой критики. Он оторван от производства, стремительно вырос в период приватизации и до последнего времени держался на спекулятивных соглашениях, что привело к исключительно низкому запасу прочности всей финансовой системы. Именно поэтому Украина имеет сегодня монетарную экономику с наемным трудом, которая еще не является рыночной, а представляет собой экономику с финансовой олигархией. Такой промежуточный тип хозяйственной системы получил название экономики властных группировок, или современного меркантилизма, и является закономерным итогом слепого копирования Украиной монетаристского курса Вашингтонского консенсуса, в силу чего происходили и до сих пор продолжаются провалы в экономической политике. В июне 1997 г. было опубликовано фундаментальное исследование экспертов Всемирного банка "Государство в изменчивом мире", где исходя из опыта 94 стран обоснованно отрицается центральный тезис монетаризма об эффективности саморегулируемого экономического роста и нежелательности государственного вмешательства. И более того, в выигрыше оказались страны, проигнорировавшие указания Вашингтона. На этот аспект проблемы обращает внимание М. Кастельс: "Давление со стороны правительств развитых стран, МВФ, Всемирного банка и ВТО использовалось в целях унификации всех национальных экономик вокруг одинаковых "правил игры", предполагавших свободное движение капиталов, товаров и услуг согласно рыночной оценке. Странам, нуждавшимся в кредитах, инвестициях и доступе на внешние рынки, навязывались жесткие условия "структурной адаптации", без учета специфики положения каждой из них". В Китае, который решительно отклонил их рекомендации, за 20-летнюю историю рыночных реформ каждый новый виток преобразований неизменно дает дополнительный прирост ВВП и общее повышение благосостояния нации.
Для оправдания своего провала эксперты Вашингтонского консенсуса выдвигают ряд объяснений, в частности, антирыночный фактор всеохватывающей коррумпированности (известный профессор-монетарист Дж. Сакс); недостаточную защищенность прав собственника; саботаж со стороны естественных монополий; политическую неустойчивость и клановую систему власти: «Так неквалифицированный дантист, который не смог удалить больной зуб, а только обломал его верхнюю часть и разодрал десну, оправдывается перед измученным пациентом, что у того "корни кривые и глубоко сидят"».
Все это служило появлению так называемого пост-Вашингтонского консенсуса, который предложил Дж. Стиглиц во второй половине 1990-х годов и который можно считать началом второго этапа трансформации, основывающейся на институционально-эволюционном подходе, то есть анализе развития экономики с учетом фактора институциональных изменений. Фокус реформ сместился с либерализации и приватизации на создание строгих институциональных рамок и достижение "прозрачности" процессов приватизации; реформирование финансового сектора для более эффективного распределения финансовых ресурсов; усиление внимания к социальной стороне трансформации, включая преодоление глубокого неравенства в доходах и обеспечение поддержки социально незащищенных слоев населения; макроэкономическую стабилизацию как условие устойчивого экономического роста и повышения активности субъектов хозяйствования. Именно эти пять пунктов были выделены на конференции МВФ.
Еще статьи по экономике
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...
Формирование рыночной цены
Представление о цене сложилось достаточно давно. Изначально цену
связывали именно с денежным выражением стоимости товара, затем стали
рассматривать как отдельную характеристику товара. Ц ...
Исследование современного состояния естественных монополий в России
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что
позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую
составляющую в качестве причины этого несове ...