Формирование институциональных предпосылок развития финансового сектора экономики Украины
В этом контексте особая роль в формировании институций финансового сектора отводится государству, которое может выполнять, согласно исследованиям Дж. Бьюкенена, две функции - "государства защищающего" и "государства производящего". Первая функция служит своеобразным гарантом соблюдения людьми конституционного соглашения. Обеспечение выполнения правил в обществе означает скачок от анархии к политической организации. Вторая функция государства реализуется на базе конституционных прав и свобод как своеобразное соглашение между гражданами по поводу удовлетворения их общих потребностей в ряде товаров и услуг. Но именно здесь и кроется угроза его перерождения в тоталитарное государство.
Модификация институции
Рис.1. Процесс трансформации формальных институций в финансовом секторе
Опыт формирования рыночной экономики в Украине говорит о ее максимальной дерегуляции в первые годы независимости. Логика действий реформаторов требована свободного становления финансовых рыночных институтов при минимальном участии государства, но, как показала практика, решить главные задачи перехода к рынку без последовательного государственного контроля невозможно. Осуществление масштабных структурных сдвигов в экономике, либерализация торговли, формирование принципиально новой нормативно-правовой базы и организационных структур в финансовом секторе, преодоление инфляции, обеспечение прав частной собственности - все эти вопросы не могли решаться на основе саморазвития соответствующих институций. Более того, при отсутствии целенаправленной политики государства вакуум финансовых институтов заполняют псевдорыночные институты, подменяющие функции государственных органов или имитирующие институты рынка. Общеизвестно массовое и практически бесконтрольное создание в первые годы реформ разнообразных бирж, домов селенга, фондов, финансовых и инвестиционных компаний, холдингов и др. "Псевдорыночная инфраструктура, особенно в финансовом секторе, не только не способствовала реальной реструктуризации компаний и эффективному переливу капитала, но и прямо противодействовала им. В немалой степени к этому подталкивали опыт и навыки работы на скрытых рынках плановой экономики".
Правда, в последнее время появляется все больше публикаций, в которых говорится, что государство выступает не только источником порядка, но и потенциальным носителем хаоса. В частности, в финансовой литературе используется понятие "парадокс Мински", суть которого состоит в том, что политика, осуществляемая на основе институций государственного регулирования, усиливает экономический порядок, но одновременно снижает экономическую предусмотрительность агентов, опирающихся на институциональную страховку. Формируя определенные ожидания и привычки инвесторов, экономический порядок государства увеличивает допустимые риски инвестиций, что, в итоге, усиливает хаотичные колебания будущих деловых циклов. Таким образом порядок превращается в хаос. "Парадокс Мински" в его широком понимании известен как "парадокс институций определенности". Как только выясняется, что ожидания экономических агентов не оправдываются, унифицированный образ будущего прекращает создавать порядок и ему на смену приходит растущий экономический хаос, выполняющий не только разрушительную, но и созидательную роль.
В таких условиях формирование эффективной институциональной среды финансового сектора, способной к самоорганизации, требует иной институциональной стратегии. Поскольку все ее составляющие отличаются своей внутренней активностью и самодетерминированностью, роль государства должна рассматриваться как внешний параметр, способный решать внутренние проблемы этого сектора экономики. В данном смысле последний финансовый кризис существенно подорвал мировоззрение архитекторов современной финансовой системы, а также западных политических деятелей. Так, А. Гринспен, который 18 лет возглавлял Федеральную резервную систему США, отмечает: "Я ошибался, допуская, что собственный интерес организаций, особенно банков и других, таков, что они лучше способны защитить собственных акционеров", а еженедельник "New Europe" цитирует Н. Саркози: "Принципу невмешательства государства в экономику пришел конец, представлениям о всесильном рынке, который всегда прав, пришел конец,., необходимо перестроить сами основы всей глобальной финансовой и монетарной системы .".
Итак, назревает необходимость поворота от архаичного укрепления государства как верховного субъекта, который противостоит финансовому рынку как объекту управления, к выполнению им прежде всего координирующих и социальных функций. Остальные функции государства в процессе рыночной трансформации должны переходить к другим выразителям национальных интересов в финансовом секторе, то есть к самоорганизующимся структурам, работающим в диалоговом режиме как по горизонтали, так и по вертикали, как внутри страны, так и за ее пределами. Формирование институциональной среды должно предусматривать активное предложение институций со стороны государства, но с учетом спроса на них со стороны самих финансовых институтов. Для государства намного важнее сосредоточиться на предотвращении опасностей (систематических рисков), встречающихся на пути институциональных преобразований, а также на создании условий для эффективной работы финансовых институтов и соответствующих институций.
Еще статьи по экономике
Производство цельнометаллической просечно-вытяжной сетки (ЦМПВС)
Современный
рынок строительных материалов развивается и не стоит на месте благодаря новым
технологиям. На смену привычным и обыденным материалам приходят новые продукты
и технологии. Эт ...
Экономическая эффективность производства зерновых культур и пути ее повышения в современных условиях на примере КУСХП Зеленка
Одной из крупнейших отраслей земледелия является производство
зерна. Обеспечение народа продовольственным зерном собственного производства -
важнейшая государственная проблема. Решающее ...
Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
Внешнеэкономическая
деятельность предприятия - это предпринимательская деятельность юридических и
физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность,
междунар ...