Рынок потребительских товаров в Украине
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия их запасов на предприятиях торговли. Формирование достаточных объемов продукции, предназначенной для продажи, позволяет обеспечивать устойчивость ассортимента, осуществлять эффективную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения покупательского спроса. Все это требует поддерживать оптимальный уровень и достаточную широту ассортиментных позиций товарных запасов.
В кейнсианской модели реального сектора экономики инвестиции в запасы рассматриваются как важный фактор восстановления равновесия на товарных рынках. Классическое положение Дж.М. Кейнса гласит, что установлению равновесия после наступления кризиса будет способствовать рассасывание запасов под влиянием повышения цен. С началом кризиса объем товарных запасов должен быть приведен в соответствие с сокращением спроса и объема продаж (то есть уменьшаться). В посткризисный период, с расширением спроса и объема продаж, запасы, наоборот, увеличиваются. Изменение запасов определяется как разница между поступлениями товаров в запасы и изъятием из них по ценам, действующим, соответственно, в момент поступления или изъятия. Мы разделяем мнение, что ни теория, ни практика менеджмента еще не осознают всю важность правильного регулирования запасов, которое позволяет оперативно влиять на динамику производства и уменьшать амплитуду циклических колебаний.
Оптимизации запасов в сфере товарного обращения способствует развитие логистических инноваций. Так, например, практическое внедрение правила "7R" эффективной логистики в поставке потребительских товаров (нужный товар должного качества и в должном количестве должен быть предоставлен целевому покупателю в нужное время в нужном месте продажи, с минимальными издержками оборота) позволяет оптимизировать запасы товарной массы и заметно повысить благодаря этому результаты торговой деятельности. Внутренняя торговля Украины, однако, использует логистические технологии явно недостаточно, из-за чего слабо уменьшается отношение товарных запасов к объему продаж.
Рассмотрим динамику показателей товарных запасов в оптовой, розничной торговле и ресторанном хозяйстве Украины в 2006-2010 гг. (см. рисунок 1). В 2009 г. запасы товаров на предприятиях оптовой торговли уменьшились на 12,3 млрд. грн. (в частности, продовольственных товаров - на 0,4 млрд. грн.), в сети розничной торговли и ресторанного хозяйства - увеличились на 1,2 млрд. грн., хотя их прирост по сравнению с предыдущими годами существенно снизился (в 2008 г. рост составил 8,0 млрд. грн.).
Указанные тенденции характеризуют также динамику запасов по отношению к объему продаж (оптового и розничного товарооборотов) и к ВВП. Ощутимо уменьшилась доля запасов на предприятиях оптовой торговли по отношению к ВВП: 2006 г. - 9,6; 2008 г. - 9,1; 2009 г. - 8,0 %.
В своей экономической политике государство всегда уделяло пристальное внимание использованию на товарных рынках такого инструмента, как интервенционный фонд. Бесспорно, государственные интервенционные операции положительно влияют на поддержание необходимого уровня внутренних цен. Как известно, товарные резервы формируются в периоды снижения цен, и товарные интервенции осуществляются при их повышении, особенно неоправданном. Использование государственного интервенционного фонда играет важную роль для рынков многих потребительских товаров. Цель данной меры - стабилизация соответствующих товарных рынков при колебаниях объемов продажи и цен на протяжении маркетингового года. В этом плане выделяются прежде всего программы деятельности Госкомрезерва и Аграрного фонда Украины. Очевидно, что в кризисных условиях государственные товарные запасы позволяют противодействовать повышению цен на социально значимые, в частности продовольственные, товары.
Однако что касается посткризисных условий, то следует припомнить, что в микроэкономической теории вопрос о целесообразности товарных интервенций государства на рынке является дискуссионным. Должно ли государство выполнять работу, которую могут выполнить частные оптовые торговцы?
Рис.1. Запасы товаров в оптовой, розничной торговле и в ресторанном хозяйстве Украины
Роль оптовой торговли - решающая в согласовании совокупного спроса и совокупного предложения, налаживании прочных хозяйственных связей между производством и розничной торговлей, оптимизации всего процесса товародвижения, стабилизации цен на рынках. Так, оптовые предприятия могут влиять на формирование цен конкретной продукции, осуществляя частные интервенции и закупки крупных партий товара. Слабость и неэффективность оптовой торговли в Украине крайне отрицательно сказываются на функционировании отечественного внутреннего рынка. Невозможно обеспечить более или менее устойчивую ценовую ситуацию на нем без должного уровня развития оптовой торговли. По отношению к производителям оптовые торговцы выполняют следующие функции: охват рынка; поддержание товарных запасов; обработку заказов; сбор информации о рынке; минимизацию коммерческого риска и пр. Касательно розничных клиентов оптовые торговцы осуществляют: оценку конъюнктуры и спроса; обеспечение доступности товаров; преобразование промышленного ассортимента в торговый; разукрупнение товарных партий; финансирование и кредитование; консультативную и техническую поддержку; обслуживание. Вместе с развитой материально-технической базой все это определяет ведущую позицию крупных оптовых предприятий в организации оптово-посреднической деятельности на рынке потребительских товаров страны и делает их привлекательными партнерами для производителей, розничных торговых предприятий, других оптовых покупателей.
Еще статьи по экономике
Проведение фотографии рабочего времени
В
условиях рыночной экономики для каждого предприятия важно сохранять прочное,
стабильное положение на рынке, которое во многом зависит от применения
высокопроизводительной техники и те ...
Исследование эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО Векор
Стабильный успех предприятия зависит от четкого и
эффективного планирования им своей деятельности, регулярного сбора и
аккумулирования информации о состоянии рынков и собственных перспек ...
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...