Рынок потребительских товаров в Украине
В Украине, как известно, конкурентное законодательство разделяет согласованные действия участников рынка на те, что могут быть разрешены (то есть конкурентные), и антиконкурентные. В феврале 2011 г. Антимонопольный комитет Украины в соответствии со ст.10 закона "О защите экономической конкуренции" разрешил 14 участникам рынка подсолнечного масла согласовывать действия, направленные на восстановление равновесия внутреннего рынка и снижение цены продукции для украинских потребителей. Договор о согласованном конкурентном поведении касался популярных торговых марок подсолнечного масла".
Однако что касается долгосрочного периода, то, по моему мнению, способ сдерживания розничных цен посредством заключения ценовых соглашений вряд ли будет эффективным. Мировой опыт подтверждает, что в данном случае возникает опасность административного диктата. Антикризисные инструменты, даже те, которые показали свою высокую действенность в краткосрочном периоде, не могут использоваться перманентно.
В последнее время особую остроту в сфере внутренней торговли Украины приобрела проблема организационно-экономических связей между розничными торговыми сетями и производителями (поставщиками), когда устанавливаются невыгодные для производителей условия продажи их продукции (использование вертикальных ограничивающих контрактов). Для микроэкономической науки проблема вертикальных контрактов (соглашений производителей с дистрибьюторами и торговыми сетями на различных стадиях технологической цепи) не нова. Так, еще в 1960 г. исследователь подчеркивал, что поддержка розничных цен связана с образованием объединений розничных торговцев, которые подчиняют производителей своей воле. Как известно, в Законе Российской Федерации "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" вертикальные соглашения, ограничивающие конкуренцию, признаны нарушением антимонопольного законодательства. В Законе Украины о внутренней торговле необходимо будет предусмотреть применение антимонопольных мер в этой сфере, в частности, сформулировать критерии незаконности вертикальных контрактов между торговыми сетями и поставщиками.
Итак, посткризисные тенденции развития внутреннего рынка потребительских товаров будут определяться особенностями механизма взаимодействия спроса, предложения, цены, конкуренции. Суть проблемы заключается, в конечном счете, не в деформациях на отдельных товарных рынках, какими бы глубокими они ни были. В отечественной экономике имеют место системные деформации и риски, которые в посткризисный период могут стать источником дестабилизации положения на внутреннем рынке страны в целом. Речь идет прежде всего о потенциально высокой макроэкономической нестабильности, угрозах чрезмерного расширения государственного регулирования, усилении рисков недобросовестной конкуренции рыночных субъектов и т.д. Повышению уровня стабильности отечественного внутреннего рынка потребительских товаров будут способствовать развитие современной оптовой торговли, а также использование более совершенных методов управления товарными запасами.
В большинстве развитых стран во время кризиса 2008-2009 гг. государство пошло на существенные изменения в сфере товарного оборота. В Украине же не были осуществлены должные преобразования в организации оптовой торговли и развертывании экономической конкуренции. Реализация инфраструктурных проектов строительства оптовых продовольственных рынков сельскохозяйственной продукции - только первый шаг в этом деле. Изложенное означает, в сущности, что на отечественном внутреннем рынке потребительских товаров остались неизменными основные факторы угроз новых кризисных явлений.
Выводы
Формирование цивилизованного, емкого, способного эффективно развиваться внутреннего рынка является весомым стимулом динамичной модернизации национальной экономики. Тенденции усиления роли рынка потребительских товаров в Украине в посткризисный период связаны с расширением внутренних факторов социально-экономического развития, действенностью экономической конкуренции, сбалансированностью спроса и предложения, оптимизацией механизма ценообразования, ограничением рисков и неожиданных изменений посредством эффективной оптовой торговли и т.д. Жизнь, бесспорно, сформирует новые проблемы, которые придется решать, - и в науке, и в практике государственного управления, и в торговом предпринимательстве.
Еще статьи по экономике
Экономическая эффективность производства зерновых культур и пути ее повышения в современных условиях на примере КУСХП Зеленка
Одной из крупнейших отраслей земледелия является производство
зерна. Обеспечение народа продовольственным зерном собственного производства -
важнейшая государственная проблема. Решающее ...
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...
Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции
Реализация продукции является важнейшим
экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность
предприятия.
Реализация продукции - это поступление
изготовлен ...