Рынок потребительских товаров в Украине
Посткризисные тенденции развития внутреннего рынка потребительских товаров нельзя понять, если не исследовать механизм действия закона спроса и предложения.
В микроэкономической теории в качестве основных факторов спроса и предложения на рынке рассматриваются прежде всего цены (в частности, цена данного товара), а также инфляционные ожидания продавцов и покупателей. Обычно чуткость рыночных субъектов, их реакция на изменения цен проявляются с некоторым лагом.
Сегодня в Украине уровень цен, в общем, обусловливает отсутствие дефицита потребительских товаров, но существует дефицит доброкачественной и безопасной продукции. Несмотря на большой объем импорта, предлагается очень ограниченное количество всемирно известных марок (особенно в среднем ценовом диапазоне). Для товарной массы, находящейся на рынке, не характерны ни высокое качество, ни конкурентоспособная цена, ни широкий ассортимент, ни достаточная безопасность для здоровья. Отечественный рынок переполнен товарами низкого качества с умеренными ценами, и покупатели вынуждены их приобретать из-за отсутствия лучшего. Качественные же товары имеют чрезмерно высокую цену. Появилась парадоксальная проблема выбора из далеко не безупречных товаров, порожденная отнюдь не возросшим ассортиментом, ведь часто товар желаемого качества на рынке вообще отсутствует.
В нынешних условиях очень важно обосновать с научной точки зрения стратегию стимулирования платежеспособного спроса, сориентированного на покупку продукции национальных товаропроизводителей. Проблема реализации конкурентоспособной отечественной продукции, производство которой должно постоянно расти, сегодня является одной из главных. Основными факторами дальнейшего роста национальной экономики должны быть развитие внутреннего рынка и активизация внутреннего совокупного спроса. Только на основе увеличения совокупных доходов можно сформировать значительный многосегментный спрос, соответствующий высокий уровень покупательной способности и потребительской культуры населения в целом.
Искаженный платежеспособный спрос сформировал специфическое предложение потребительских товаров. Весьма далекое от оптимального, оно, однако, соответствует фактическим потребностям населения, той потребительской культуре, которая присуща рядовому украинскому покупателю. Если рассматривать культуру потребления в Украине в целом и по отдельным институциональным секторам, приходится признать, что она неудовлетворительна. Использование доходов институциональными единицами еще не приобрело рациональных и зрелых форм. Сдвигам в культуре личного потребления свойственна в основном нерациональность.
Острая проблема отечественного рынка потребительских товаров заключается в ценовой нестабильности. Периодические ценовые всплески перерастают в настоящие коллапсы, охватывающие различные товарные рынки, независимо от объема спроса и предложения на них. Чтобы улучшить ценовую ситуацию в Украине, необходимо ограничивать чрезмерное количество посредников, которые "расположились" между производителем и потребителем, ибо каждый из них максимально "накручивает" цены. Завышенная торговая наценка в структуре формирования конечной цены продукции часто обусловлена низкой эффективностью товародвижения в сфере внутренней торговли. Следует искать новые организационные формы воздействия на ценовую стратегию субъектов внутреннего рынка, чтобы не допускать произвольного завышения цен на потребительские товары. Совершенствование системы государственного контроля за ценами должно опираться на развертывание справедливой экономической конкуренции.
Укажем, кстати, на возможность возникновения серьезной проблемы, связанной с чрезмерным государственным вмешательством в процесс рыночного ценообразования. Нестабильность цен в условиях глобального кризиса кое-кто объясняет недостаточным регулированием, поэтому нередко звучат призывы к расширению государственного влияния в этой сфере. Исторически в Украине сложилось так, что общественное мнение одобрительно относится к дирижизму и отстаивает активное участие государства в экономике. Но известные прецеденты заставляют не забывать о том, как диктат государства в ценообразовании ухудшал ситуацию на внутреннем рынке.
Основным элементом, определяющим размер превышения предложения над спросом, является величина нормального товарного запаса, наличие которого служит обязательным условием для бесперебойной торговли, создает возможность для выбора товаров и наилучшего удовлетворения спроса населения. В Украине необходимо увеличивать товарные запасы в сфере внутренней торговли, чтобы надежно обеспечить устойчиво высокий уровень товарного предложения, учитывая перспективы предстоящего посткризисного роста платежеспособного спроса. Указанные запасы - это не "мертвый" капитал, без них нельзя поддерживать товарный баланс. В экономической литературе главное внимание уделяется, как правило, запасам в промышленности (производственные запасы, запасы готовой продукции, незавершенное производство). На мой взгляд, не следует преуменьшать значение товарных запасов в оптовой и розничной торговле.
Еще статьи по экономике
Иностранные кредиты и экономическая безопасность Республики Беларусь
Проблема внешней задолженности является одной из
острейших для Беларуси, т.к. национальная экономика страны требует
значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не мо ...
Организация и оплата труда в здравоохранении на примере ЦРБ
оплата труда здравоохранение
Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по
производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и
психологиче ...
Эффективность создания и функционирования ОАО на примере ОАО Березовский сыродельный комбинат
В
результате осуществления за последнее десятилетие коренных преобразований в
политической и экономической жизни в Республике Беларусь, произошли
значительные изменения в отношениях соб ...