Рынок потребительских товаров в Украине
Тема контрольной работы "Рынок потребительских товаров в Украине" по дисциплине "Управление экономикой".
Цель работы - проанализировать тенденции функционирования внутреннего рынка потребительских товаров в посткризисный период; определить пути преодоления кризисных явлений и стабилизации отечественных товарных рынков; обосновать влияние развития оптовой торговли и оптимизации товарных запасов на состояние экономической конкуренции в этой сфере.
Тенденции развития внутреннего рынка Украины по завершении мирового финансово-экономического кризиса представляют немалый интерес для исследователей. Благоприятные перспективы станут реальностью только тогда, когда темпы роста экономики страны будут определяться расширением его емкости и повышением эффективности, причем главное внимание следует уделять не столько протекционистским мерам, сколько задачам качественного совершенствования функциональных характеристик. В данной работе подчеркнем, что развитие внутреннего рынка потребительских товаров есть неотъемлемая составляющая общей стратегии реформирования экономики Украины.
По своей сути рынок представляет собой прежде всего объект микроэкономического анализа, но его исследование было бы малорезультативным без учета макроэкономических показателей.
Хотя нынешнее состояние товарного оборота и внутреннего рынка в Украине характеризуется определенными положительными чертами, он не отвечает потребностям экономической модернизации, в первую очередь, из-за отсутствия действенного механизма ценообразования и несбалансированности между спросом и предложением. Такая ситуация обусловила деформацию всего воспроизводственного процесса и консервацию неэффективных связей между производством, обменом и потребителем. Вот почему отечественный товаропроизводитель лишен возможности ориентироваться на рыночный спрос.
Теоретические и практические аспекты проблемы развития внутреннего рынка потребительских товаров освещены в трудах многих украинских ученых. Однако новейшие тенденции побуждают к дальнейшим исследованиям. Ныне особенно актуальны комплексное изучение факторов и направлений посткризисных трансформационных процессов в данной сфере, а также выработка на этой основе теоретических положений и практических рекомендаций по эффективному функционированию оптовой и розничной торговли в Украине.
Рынок потребительских товаров в Украине
С точки зрения общей стратегии государственной экономической политики важное значение имеет выбор путей развития внутреннего рынка потребительских товаров. Речь идет об уменьшении присутствия государства в вопросах собственности и регулирования товарных рынков, о создании должных стимулов для развертывания справедливой конкуренции и поиске подходов к снижению рисков инфляции.
Украина относится к тем странам, которые больше всего пострадали от мирового финансово-экономического обвала. В кризисном 2009 г. оборот розничной торговли у нас уменьшился на 11,7 млрд. грн., оптовый товарооборот предприятий - на 189,5 млрд. грн., а объем ВВП - на 33,3 млрд. грн. (и это при том, что индекс потребительских цен составил 112,3%). Сегодня отечественный внутренний рынок выходит из кризиса, но нестабильная институциональная среда, в которой формируются спрос, предложение и цена, усложняет этот процесс. Точно так же ему никоим образом не способствует ситуация постоянных рисков, неопределенности, неожиданных перемен (шоков) и неконтролируемости повышения цен.
В открытой глобализированной экономике модель внутреннего рынка может быть представлена как функция внутренних и внешних воздействий. Ориентация национальной экономики на приоритетное обслуживание внешнего спроса означает ее чрезмерную зависимость от чужих интересов. Отсутствие достаточных объемов внутренних товарных запасов заставляет увеличивать импорт. Здесь важно подчеркнуть, что интеграция в мировую экономику не может осуществляться при специализации только на производстве товаров промежуточного потребления с низкой долей добавленной стоимости. К сожалению, украинская экономика с середины 90-х годов XX ст. ориентируется преимущественно на обслуживание внешнего, а не внутреннего спроса. Как следствие, внутренние цены растут быстрее, чем экспортные, а общая ситуация на внутреннем рынке ухудшается.
Коэффициент обеспеченности спроса на внутреннем рынке потребительских товаров за счет собственного производства остается в Украине на низком уровне. Прежде всего это характерно для рынков высокотехнологичных непродовольственных (бытовых) товаров. Так, в 2009 г. доля продажи продукции, произведенной предприятиями на территории Украины, в товарообороте торговой сети составила: аудио-и видеооборудования - 3,0% (в 2005 г. - 3,6); мотоциклов, мотороллеров и мопедов - 3,0 (в 2005 г. - 40,0); фотографического оборудования - 3,3 (в 2005 г. - 3,7); часов - 3,9 (в 2006 г. - 7,6); компьютерной и другой вычислительной техники - 11,7 (в 2005 г. - 22,5); электробытовых приборов - 14,8; автомобилей и автотоваров - 24,3% (в 2007 г. - 38,8).
Еще статьи по экономике
Критерии экономической эффективности, пути её повышения
Россия
вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей
сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда,
всемерного повышения экон ...
Городское хозяйство современного города
Термин
«расселение» характеризует исторический процесс заселения территории,
распределение населения на территории и его пространственную организацию.
Расселение следует за более динами ...
Методы максимизации прибыли, применяемые в российской и зарубежной хозяйственной практике
В
условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект
старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность.
Добиться такого состояния дел пр ...