Факторы конкурентоспособности регионов
- Социальная инфраструктура и инфраструктура «качества места». Социальная инфраструктура, включая, в частности, школы, колледжи, больницы, является фактором, влияющим на конкурентоспособность, поскольку, наличие высококачественной социальной инфраструктуры может повлиять на решение о размещении капиталовложений и открытии бизнеса.
Она важна для сохранения населения в регионе, а также является ключевым фактором, определяющим качество жизни в любом регионе.
Социальная инфраструктура поддерживает социальное единство в регионе и позволяет в полной мере использовать имеющийся в нем человеческий потенциал.
- Инфраструктура знаний. Знания и доступ к ним стали движущей силой роста прогрессивных экономик. Ноу-хау и интеллектуальный капитал в гораздо большей степени, чем природные ресурсы или способность эксплуатации в большом объеме дешевой рабочей силы, стали основными определителями повышается эффективность производства. Иными словами, качество инфраструктуры знаний является определяющим для инноваций, которые сами по себе определяют конкурентоспособность.
Инфраструктура бизнеса (жесткая инфраструктура).Создание или обновление инфраструктуры бизнеса может положительно повлиять на развитие бизнеса на местном уровне. Это - очень комплексное понятие, которое может включать такие составляющие как промышленные зоны, бизнес-парки, технопарки, инкубаторы, очистные сооружения канализации и водоснабжения и т.д.
Институциональная инфраструктура и инфраструктура поддержки бизнеса (мягкая инфраструктура). Говоря об институциональной инфраструктуре, имеются ввиду любые институты или структуры, способствующие развитию местных предприятий. Они являются частью и факторами того, что называют региональной средой. Они могут проявляться в форме услуг для предприятий, финансовых институтов, профессиональных ассоциаций, торговых палат и т.д. Существование такой институциональной структуры является предпосылкой для регионального развития и конкурентоспособности, но не является гарантией успеха. Действительно, «чудо» происходит благодаря комбинации с другими определяющими среду факторами, включая существование и эффективность сетей.
. Типология регионов.
Типология региона влияет на стратегию/темпы развития и, таким образом, конкурентоспособность региона. Например, регион может быть: территорией, где доминирует значительная группа, специализирующаяся в определенном технологическом сегменте, где МСП выступают как субподрядчики, территорией, где доминируют услуги и занятость в сфере государственной службы, депрессивной сельскохозяйственной территорией; космополитической агломерацией и т.д.
Более того, регион может быть классифицирован по варианту развития. Развитие может пойти по следующим путям: развитие через агломерацию хозяйственной деятельности, развитие через специализацию, когда в экономической структуре доминирует один вид промышленности или один продукт, развитие благодаря производству уникального продукта, обычно связанного с данным регионом (например, производство знаменитых марок вин) и т.д.
. Интернационализация и характер прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Сегодня уже нет необходимости доказывать роль многонациональных компаний в увеличении конкурентоспособности региона. Действительно, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) приносят передачу технологий, инноваций, стандартов качества и ноу-хау (в продуктах, менеджменте, маркетинге и т.д.). В зависимости от того, являются инвестиции горизонтальными или вертикальными, многонациональные компании могут открыть (в той или иной степени) регион для международных рынков. Кроме того, они часто приводят к возникновению кластеров высококонкурентных и динамичных производственных компаний. Уровень распространения технологий на региональном уровне будет существенно зависеть от того, выбрала ли многонациональная компания свое местоположение исключительно на основе стоимости производственных факторов, или благодаря имиджу, созданному регионом [20].
. Географическое положение.
Географическое положение региона играет важную роль для темпов его развития и роста конкурентоспособности по следующим причинам:
- регион, расположенный рядом с полюсом роста или мегаполисом, получит преимущества от эффектов избытка (spill-over), создаваемых соседней растущей экономикой;
- регион, расположенный на транспортном коридоре получит конкурентные преимущества по сравнению с остальными;
- периферийные регионы и регионы с неблагоприятными географическими особенностями имеют намного менее конкурентоспособны;
- приграничные регионы могут иметь конкурентные преимущества.
Более того, климатические условия могут иметь значительное неблагоприятное воздействие на конкурентоспособность регионов. В качестве примера можно привести пожары вследствие жары и засухи, наводнения, бури и т.д.
Еще статьи по экономике
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...
Тенденции и формирование экономики знаний
С
конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и
отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика,
основанная на знаниях» (в прямом переводе с англи ...
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...