Факторы конкурентоспособности регионов
Большинство исследований и литературы ставит на первое место в качестве движущей силы региональной конкурентоспособности какие-либо из следующих факторов [14, с. 131]:
) кластеры;
) человеческий капитал;
) имеющиеся предприятия и сети;
) инновации/региональные инновационные системы;
) управление и институциональный потенциал;
) отраслевая структура и тип предприятий;
) инфраструктура (в широком понимании);
) типология регионов и уровень интеграции предприятий;
) интернационализация и характер прямых иностранных инвестиций (ПИИ);
) географическое положение;
) инвестиционная привлекательность.
Тем не менее, не следует забывать о том, что предпосылки для региональной конкурентоспособности создаются на национальном уровне. В действительности, для придания устойчивости региональному развитию необходимо создание благоприятных условий, таких как макроэкономическая среда, стимулирующая рост, создание рабочих мест и стабильность, и налоговая и правовая системы, поощряющие развитие бизнеса и создание рабочих мест.
. Кластеры [6, с. 58].
Конкурентным преимуществом компаний в рамках новой экономики является усиление специализации, приводящее к большей степени взаимной зависимости с другими фирмами, организациями, поставщиками. Вследствие этого фирмы все более часто становятся частью сетей или кластеров, в рамках которых они, в числе прочего, могут получить преимущество от объединения ресурсов и обмена информацией. Более конкретно, промышленные кластеры можно определить как фирмы, работающие в связанных отраслях.
Кластеринг предоставляет фирмам доступ к большему количеству поставщиков и специализированных услуг поддержки, опытным и квалифицированным резервам рабочей силы и обмену информацией (формальному и неформальному).
Кластеры имеют большое значение в рамках регионального развития и для региональной конкурентоспособности, поскольку региональные экономики часто являются в различной степени специализированными. Поэтому конкурентные преимущества регионов лучше всего рассматривать с точки зрения конкурентных преимуществ конкретных отраслей в рамках региона в результате кластеринга. Более того, кластеры создают эффект снежного кома, ведь они привлекают не только аналогичные, но и взаимодействующие предприятия, которые, в свою очередь, также создают кластеры. Многочисленные исследования показываю позитивное влияние кластеринга на экономическое развитие и производительность.
. Человеческий капитал.
Уровень квалификации и структура населения данного региона оказывают следующее влияние на его конкурентоспособность:
- Влияют на тип промышленности, возникающий в регионе и тип производимой продукции.
- Инновационный потенциал региона. Качество человеческих ресурсов является важнейшим фактором, определяющим появление и распространение новых технологий и предпосылкой роста потенциала экономики соответствующего региона по восприятию инноваций.
- Предпринимательский менталитет населения. Способность региона рождать предпринимателей зависит от таких факторов как возраст населения и предпринимательская культура/культура принятия рисков, сложившаяся в регионе. Это, в свою очередь, влияет на количество создаваемых МСП и таким образом динамизм и конкурентоспособность экономики региона.
- Эффективность рабочей силы. Возраст населения и социальные параметры в действительности могут оказать реальное влияние на рабочую силу. Имеется в виду, например, гибкость рабочей силы, роль женщин на рынке труда, культура труда и т.д.
- Жизнеспособность региона. Средний возраст трудоспособного населения, темпы роста (или снижения) численности населения и миграционные потоки являются факторами, значительно влияющими на развитие и конкурентоспособность региона. Например, в ЕС, регионы, характеризующиеся пожилым трудоспособным населением и негативными демографическими тенденциями, считаются отсталыми и обычно имеют низкий уровень доходов и высокий уровень безработицы.
- Инновационный потенциал региона. Качество человеческих ресурсов является важнейшим фактором, определяющим появление и распространение новых технологий и предпосылкой роста потенциала экономики соответствующего региона по восприятию инноваций.
. Имеющиеся предприятия и сети.
Среда или условия определяются как территориальная система, открытая для внешнего мира и интегрирующая ноу-хау, нормы и связанный капитал. Среда связана с группой факторов и ресурсами - как человеческими, так и материальными [7, с. 70].
Сети являются ключевым элементом в создании и развитии территориальной среды, поскольку связывают различных факторов, участвующих в процессе развития региона. Качество и тип сетей влияют на способность региональных факторов адекватно реагировать на внешние стимулы. Сети могут быть разного типа. Они могут быть как формальными (сетевые структуры предприятий, институциональные сети), так и неформальными. В их задачи может входить производство, обмен информацией, или передача ноу-хау, или сочетание всех трех функций. Как бы то ни было, они являются передаточным звеном между фирмами и средой, с которой те контактируют.
Еще статьи по экономике
Расчет затрат на ремонт сложной электронной техники в условиях малого предприятия
Малые
предприятия - это не организационно-правовая форма, термин "малое"
характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к
малым являются численность ...
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...