Формирование малых и средних ТНК в мировом хозяйстве
Как представляется, сегодня уже не правы ни те, ни другие. Во-первых, сами крупные ТНК больше не являются монолитными организационными образованиями, такими какими они были еще 10-20 лет назад. Многие из них представляют собой "оболочечные" компании. Например, Форд оставляет за собой продвижение товара на международных рынках, стратегическое планирование, сервисное обслуживание. Большая же часть конечной продукции этого промышленного гиганта производится на субконтрактной основе. Форд имеет до 5 тыс. предприятий-поставщиков деталей как в США, так и в других странах. Это и понятно, ведь для того, чтобы собрать современный телевизионный приемник требуется 400-700 деталей, автомобиль - 7-10 тыс. деталей, самолет - до 5 млн. Одной корпорации, какой бы крупной она ни была, произвести все эти детали одинаково качественно, на уровне международной конкурентоспособности невозможно. Отсюда следует вывод - сами крупные ТНК - это миф, их уже нет в традиционном понимании этого термина, они составлены из большого числа более мелких компаний. Субконтрактация является наиболее перспективной для любой национальной экономики формой интернационализации малого и среднего бизнеса. Уже сложилась международная субконтрактная практика и устоялись термины, обозначающие характер производственно-технологических отношений сторон. Так, термин ODM (Original Design Manufacturer) означает разработчика изделия и, или дизайна, OEM (Original Equipment Manufacturer) производителя изделия, имеющего торговую марку или брэнд, CEM (Contract Equipment Manufacturer) контрактного производителя, производящий изделие с торговой маркой заказчика. В этих отношениях наибольшие прибыли у CEM. Последние в подавляющем большинстве случаев - малые и средние субконтракторы. Абсолютный контроль над МТНК со стороны крупного 6нзнеса, тоже можно поставить под сомнение. Также как слабую инновационную активность. Статистика свидетельствует об обратном. Малые и средние компании участвуют в международных слияниях и поглощениях, но участие это не одинаково и гораздо меньше по количеству, чем среди крупных компаний. Вместе с тем, для МСП более характерно участие в международных альянсах, не затрагивающих контроль над капиталом. Эти альянсы означают договоренности, в соответствии с которыми участвующие фирмы торгуют совместно, то есть имеют общие сбытовые каналы, делятся маркетинговой информацией. В последнее время нередки международные альянсы между крупными и малыми компаниями в сфере услуг (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Международные альянсы с участием МСП, 1988 - 2000 гг.
Из графика видно, что общее число альянсов суммарно растет, хотя и неодинаково для промышленных и сервисных предприятий. Всего в 1990-х годах произошло 2400 международных альянсов с участием МСП. Это составляет 5% из 42 тыс. всех международных альянсов, ставших известными широкой общественности. Более 1300 из 2400 произошло во второй половине 90-х, и 450 в 2000 г. За период с 1995 по 2000 г. малые фирмы с численностью занятых до 49 человек совершили 440 подобных сделок (140 в промышленности, 300 в сфере услуг), средние - 1300 (490 в промышленности, 870 - в сфере услуг). Таким образом, это говорит о том, что вопреки распространенной точке зрения, о зависимости и уязвимости малых и средних предпринимательских структур, они более автономны, чем крупные и реже идут на сделку, лишающую их самостоятельности.
Так, было подтверждено воздействие процесса глобализации на МСП, но и отмечено, что глобализация малого и среднего бизнеса в мировом хозяйстве, хотя некоторые авторы употребляют это словосочетание, еще не началась. Даже МСП развитых стран пока в большинстве своем еще не оперируют глобально, их привлекают рынки стран соседей. Вместе с тем, можно констатировать, что процесс интернационализации все больше затрагивает эту часть предпринимательства. Наиболее ярко и в полном объеме, с использованием разнообразных форм ВЭД это проявляется в отношении МСП развитых стран. В силу того, что само по себе это явление МТНК достаточно сложное, такие структуры потеряли ряд признаков МСП (эти компании - малые по численности занятых, семейственности бизнеса, но объем их продукции на рынке, активы значительны).
Еще статьи по экономике
Общая характеристика предприятия Гранд Сервис
Практическая деятельность осуществлялась в ООО «Гранд Сервис». Данное
предприятие занимается коммерческой деятельностью в области оптовой торговли
парфюмерными и косметическими товарами. ...
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО Сталькрон
На современном этапе развития России обеспечение стабильной
работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей
первостепенной важности. Направленность торговой ...
Исследование хозяйственной деятельности предприятия ООО Дин-Альт
В процессе прохождения практики по технологии отраслевого производства
необходимо закрепить знания и умения, полученные за время обучения в институте,
и овладеть инструментарием для реше ...