Формирование малых и средних ТНК в мировом хозяйстве
В малом бизнесе всех без исключения стран мира все больше проявляются черты глобализации, выражающейся в росте внешнеэкономической активности, широком использовании глобальных информационных технологий, унификации форм и деловых стандартов предпринимательской деятельности. Для выявления характера воздействия современных процессов в мировой экономике на субъекты МСП необходимо рассмотреть такой феномен, как малые и средние ТНК, являющихся результатом этого влияния.
Еще в начале 80-х годов прошлого столетия с подачи Центра ООН по ТНК в мировую экономическую науку вошел термин "малые и средние транснациональные корпорации". По оценке экспертов ООН 40-50% ТНК мира образованы компаниями с численностью занятых менее 200 человек. В общей численности транснациональных корпораций зарубежных стран малые и средние ТНК составляют:
· в Японии (до 300 занятых в промышленности и до 100 в сфере услуг - 23%;
· в США (стоимость активов до 100 млн. долл.) - 43%;
· в Канаде (годовой объем продаж до 18,4 млн. канн. долл.) - 58%;
· в Великобритании и Франции (численность занятых от 20 до 488 человек) - 80%.
Развитие малых и средних ТНК (далее МТНК) стало реальностью благодаря расширению географии и увеличению объема прямого зарубежного инвестирования небольших компаний. 1/2 всех инвестиций малых и средних предприятий за рубеж - капитал, вкладываемый в МТНК. МСП из развитых стран, создавая за рубежом производственную базу, следуют за своими крупными партнерами для того, чтобы не потерять свое место традиционного поставщика в разработанном до мелочей технологическом процессе. В конце 90-х на МТНК приходилось 55% вновь учреждаемых зарубежных филиалов японских фирм. К примеру, в Таиланде 46% из приблизительно 2500 японских фирм - МСП.
МТНК играют неоднозначную роль для принимающей и материнской страны. Для страны базирования особыми преимуществами зарубежной экспансии МТНК помимо традиционно называемых для ТНК (более эффективное использование национального капитала за рубежом, продвижение национальной продукции, технологий, бизнес-стандартов на рынки других стран, возврат в страну прибылей и т.д.) являются поддержка экспансии своих крупных ТНК, более глубокое включение в систему международного разделения труда. Вместе с тем, МТНК в большей степени зависят от процессов происходящих в стране базирования, чем крупные ТНК.
Для принимающей страны опять же помимо традиционных: повышения уровня занятости, доходов бюджета, рост ВВП, получение передовых технологий и т.д., имеются особые преимущества. МТНК, например, оказывают меньшее давление на местных производителей, практически не занимаются политическим лоббированием как это делают крупные ТНК. Вместе с тем, подразделения МТНК переполняют и без того насыщенные малыми и средними предприятиями местные рынки принимающих стран, особенно остро это сказывается в развивающихся странах. Наиболее предпочтительной формой присутствия МТНК по этой причине видится здесь в форме совместных предприятий или иного сотрудничества.
МТНК отличаются от крупных ТНК рядом обстоятельств. Во-первых, они имеют иную стратегию - такие компании не стремятся получить большую долю на зарубежном рынке, занимаясь поглощениями местных компаний, часто им это просто не под силу. Вместе с тем, им гораздо проще развернуть свою деятельность в зарубежной стране, они делают это намного быстрее. Во-вторых, имеется производственная специфика: МТНК чаще всего работают в сфере высоких технологий. В-третьих, статистика показывает пока что их ограниченную географическую экспансию: в основном на соседние со страной базирования рынки. В-четвертых, семейственность такого бизнеса гораздо больше, чем у крупных ТНК.
Подтверждение этим характеристикам мы можем найти в работе П. Фишера: "Малые ТНК обычно создаются и проводят инвестирование в развитых странах (Триада, ОЭСР), где политические риски низки, существует современная инфраструктура, сложившиеся связи продавец-покупатель и потенциальные ниши, гарантирующие им быстрое возвращение затрат. После завоевания ими в 80-х годах технологического лидерства в отдельных рыночных сегментах в домашних и развитых экономиках, они стали искать возможности инвестирования в соседние рынки. Средние европейские ТНК стремятся развивать свою деятельность в других членах ЕС и, все активнее, в Центральной и Восточной Европе. Средние американские ТНК укрепили свои позиции на рынках Латинской Америки, но также в Венгрии, Польше, России и на Украине. Средние японские ТНК предпочитают инвестировать в соседние азиатские страны (Тайвань, Китай, ASEAN) и страны Тихоокеанского бассейна, включая Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Мексику и Соединенные Штаты".
Текущий объём внешних ПИИ, производимых МТНК, не соответствует их значительному экономическому весу в странах происхождения. Это говорит о том, что полное раскрытие инвестиционного потенциала еще впереди, в частности, это относится к странам большой семерки и прочим государствам, где находится относительно большое количество технологически прогрессивных малых и средних ТНК (Австрия, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Швейцария и США).
Еще статьи по экономике
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...
Операции с недвижимым имуществом порядок совершения сделок купли-продажи жилых помещений
Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции Российской
Федерации, является фундаментальным, так как оно выражает сущность системы
удовлетворения жилищных потребностей общества. ...
Комплексный экономический исследование состояния и использования трудовых ресурсов организации
Экономика нашей страны практически перешла на рыночные рельсы и
функционирует исключительно по законам рынка. Предприятия сами отвечают за свою
деятельность, и сами принимают решения о д ...