Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, прежде всего, той ролью, которую малые и средние предприятия играют в современной экономике. Достаточно сказать, что его доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, если мы хотим добиться успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.
Другой стороной актуальности темы является новая фаза развития экономики России, заканчивающей основные рыночные преобразования и пытающейся встать на путь устойчивого экономического роста. Важнейшим условием такого роста является интенсификация развития небольших предприятий как внутри национальной экономики, так и во внешнеэкономической сфере. С каждым годом сокращается "теневой" сектор хозяйственной деятельности в стране. Мелкие предприятия "осваивают" законные пути производственной деятельности, осуществления внешнеэкономических операций.
Название темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что роль малого и среднего предпринимательства в экономике любой страны огромна, однако в России занимает скромное место, несмотря на то, что возможности для его развития у нас имеются, есть и осознание необходимости его развития.
В последнее время все большее количество малых и средних предприятий России начинает рассматривать внешнеэкономическую деятельность (в том числе и экспорт) как стратегическую альтернативу развития бизнеса, которая поможет им стать еще более конкурентоспособными (в том числе, и на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения.
Соответственно целью выпускной квалификационной работы является определить роль малого и среднего предпринимательства в экономике, выяснить возможность малых и средних предприятий России стать эффективными участниками международных рынков и проанализировать достаточно ли у них потенциала и ресурсов для этого.
Главным объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса, ведущие внешнеэкономическую деятельность, как субъекты регионального, национального и мирового хозяйства, а предметом исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления деятельностью малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономические и внешнеторговые операции.
Практическая значимость работы состоит в создании выводов и практических рекомендаций по созданию малых и средних компаний, которые могут быть использованы российскими предпринимателями в практической деятельности во внешнеэкономической сфере, в законодательной базе, а также в учебном процессе по вопросам малого и среднего предпринимательства.
Методологической основой написания выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов, в которых рассматриваются современные тенденции развития мирового хозяйства, международных экономических отношений, предпринимательства. Так, в работе Горфинкеля В.Я. описываются основы предпринимательства, его современные виды и формы, показаны порядок организации и развития собственного дела, предпринимательская деятельность малого предприятия, рассматриваются управление финансами, налогообложение предпринимательской деятельности, а также раскрываются вопросы управления персоналом, рынка и оплаты труда, инновационной и инвестиционной деятельности предпринимательской организации, индивидуальной деятельности предпринимателя. Были изучены работы отечественных ученых: О.Ю. Акимова, Е.П. Губина, Е.Н. Калиниченко, С.С. Кравцова, М.Г. Лапусты, П.Г. Лахно, П.В. Нарукова, Г.Б. Поляка, В.А. Рубе, Ю. Л. Старостина, Л.Е. Стровского, Е.В. Старовойтовой и др. Были проанализированы законодательные и нормативные акты, а также состояние малого и среднего предпринимательства таких стран, как США, Канады, Японии, Германии, Великобритании и России и др.
Большую помощь в написании работы оказали аналитические справочники, издания Ресурсного Центра малого предпринимательства, Аналитика малого предпринимательства.
В качестве информационной базы использовались материалы зарубежных и отечественных статистических справочников и ежегодных изданий, материалы ЕБРР, доклады ОЭСР, статьи в российской и зарубежной периодической печати, сайты Интернет, Российский статистический ежегодник, Евростат, Информационно-издательский центр "Статистика России".
Хронологическими рамками исследования является период с 8 августа 1990 года как точки отсчета современной истории малого и среднего предпринимательства в России, когда в Постановлении Совмина СССР было сказано: "Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса", по сегодняшний день, когда в сложных кризисных условиях малое и среднее предпринимательство является надеждой на стабильное развитие национальной и мировой экономики.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обосновываются актуальность, практическая значимость темы, определяются цель и задачи исследования, его структура, хронологические рамки анализа, дается краткий обзор использованных источников и литературы.
В первой главе рассматривается понятие и роль малого и среднего предпринимательства, этапы его становления в России, состояние этого сектора экономики и его основные проблемы на современном этапе развития.
Во второй главе анализируются основы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере таких стран, как США, Япония, Германия, Великобритании, характеризуются слабые и сильные стороны малого и среднего предпринимательства, первые из которых являются основой для создания эффективной государственной поддержки.
В третьей главе, опираясь на теоретические данные первой главы и аналитические данные второй, выявляются особенности экспортного потенциала малого и среднего бизнеса в современной России и оцениваются перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий, а также рассматривается такой феномен, как малые и средние ТНК (МТНК), возникший как результат влияния глобализации, интернационализации и интеграции на малое и среднее предпринимательство.
В заключении приводятся выводы, к которым пришел автор при рассмотрении роли малого и среднего предпринимательства в экономике и внешнеэкономических связях России, главным из которых является то, что российский малый и средний бизнес, безусловно, обладает экспортным потенциалом для проведения эффективной внешнеэкономической деятельности. И он не только в наукоемких изделиях инновационных предприятий, хотя в настоящее время именно это направление необходимо обеспечить поддержкой государства.
- Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике
- Этапы становления малого и среднего предпринимательства в российской экономике
- Состояние малого и среднего бизнеса в РФ и основные проблемы его развития
- Роль и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах
- Анализ слабых и сильных сторон малого и среднего предпринимательства
- Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ
- Формирование малых и средних ТНК в мировом хозяйстве
- Формирование экспортного потенциала и совершенствование механизма государственного регулирования экспортной деятельности малого и среднего бизнеса в России
- Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий
Еще статьи по экономике
Влияние железнодорожного транспорта на экономические и культурные показатели жизнедеятельности государства
В широком смысле слова современный транспорт - это крупный и сложный
комплекс народного хозяйства, в рамках которого действуют как самостоятельные
отрасли различные виды так называемого ...
Фирма в условиях чистой монополии
Тема курсовой работы «Фирма в условиях чистой монополии».
В России значительная часть промышленной продукции выпускается
единственными предприятиями-монополистами.
Поэтому исследов ...
Исследование хозяйственной деятельности предприятия ООО Дин-Альт
В процессе прохождения практики по технологии отраслевого производства
необходимо закрепить знания и умения, полученные за время обучения в институте,
и овладеть инструментарием для реше ...