Формирование экспортного потенциала и совершенствование механизма государственного регулирования экспортной деятельности малого и среднего бизнеса в России
ВЭС - совокупность видов экономической деятельности, отличительным признаком которой является межстрановое перемещение товаров, услуг, технологий, управленческого опыта, а также иностранный туризм. Другими словами, это выход на мировой рынок и взаимодействие с его участниками, что невозможно без наличия экспортного потенциала.
МСП обладает внутренним потенциалом, позволяющим преодолевать различного рода затруднения. Подобный потенциал базируется, в первую очередь, на объективных преимуществах, обуславливаемых спецификой организации хозяйственной деятельности: оперативное реагирование на изменение внешней среды, быстрое приспособление к рыночной конъюнктуре, гибкость внутренней структуры.
Кроме того, отечественное малое предпринимательство располагает необходимым опытом противостояния внешним негативным факторам, угрожающим его стабильности и существованию вообще.
При этом по экспертным оценкам, 64,8% МБ в России не имеет внутренних возможностей для самостоятельного выхода на внешние рынки. 24,2% имеют достаточные внутренние адаптационные ресурсы для преодоления трудностей организации экспортной деятельности.
Такой большой процент предприятий, не имеющих внутренних ресурсов для выхода на мировой рынок обусловлен особенностями возможностей реализации экспортного потенциала МСП в России. Но всё же, возможности МСП для ведения внешнеэкономической деятельности не так малы, как это принято считать. Реалии современной российской экономической жизни таковы, что юридически несколько различных малых и средних предприятий, фактически являются единым хозяйственным комплексом. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за последний год количество компаний, зарегистрированных в России, увеличилось почти на четверть, и эксперты объясняют такой стремительный рост числа фирм не столько увеличением предпринимательской активности, сколько активизацией процесса реструктуризации существующих компании и дроблением бизнеса. Что связано, прежде всего, со стремлением уменьшить налоги. Проще юридически разделить компании, чем платить налоги по обычной схеме. Это же касается МП, ориентирующихся в своей деятельности на экспорт.
Например, зеленоградская бизнес-группа "НТ-МДТ" представляет довольно большую группу малых предприятий, в свою очередь, связанных с более мощной структурой, обеспечивающей продвижение продукции - концерн "Инструменты нанотехнологий". В концерне размещено крупное производство, сервис, маркетинг, продвижение продукции, управление проектами. МП, входящие в интегрированную бизнес-группу (ИБГ), занимаются разработками отдельных проектов, испытаниями и апробацией. Такая форма организации бизнеса позволила ИБГ, состоящей из МП, продавать продукцию примерно в 30 странах мира. Отсюда вывод: продвижение МП на внешний рынок, в сложившихся условиях, наиболее эффективно при объединении малых предприятий в интегрированные бизнес-группы на договорной основе между собой и на договорных началах каждого МП с крупной компанией для продвижения продукции.
Возможен также вариант, когда в центре - среднее предприятие, а вокруг множество мелких, которые будут пользоваться его трейдмаркой, совместно - на единых стендах - участвовать в выставках. Это позволит обеспечить уплату минимального количества налогов, а также только выступление "единым фронтом" позволяет МСП выйти на международный рывок.
Во-вторых, выход МСП на внешние рынки сопровождается высоким уровнем транзакционных издержек, обусловленных вымогательством чиновников и давлением криминальных структур. Как пример можно привести и сроки оформления на таможне, и безопасность транспортировки продукции и т.д.
В-третьих, выход МСП на внешний рынок затрудняется отсутствием адекватной действительности информации о рынке и его конъюнктуре. МСП чаще всего из-за ограниченности финансовых средств не имеют возможности осуществлять полномасштабные маркетинговые исследования зарубежного рынка, анализ продукции конкурентов также проблематичен. Все это приводит к тому, что МСП продвигают свою продукцию практически "вслепую".
Это все касается, тех особенностей экспортного потенциала МСП, заключенных в возможностях для его реализации. Теперь необходимо проследить специфику тех ресурсов, с которыми МСП предполагает выходить на рынок.
Говоря о конкурентоспособности продукции, производимой малыми предприятиями, отметим, что, выходя на мировой рынок, предприниматели должны следовать требованиям мировых стандартов. На данный момент, большая часть продукции МСП вполне проходит по качеству, по цене продукция МСП тоже конкурентоспособна, т.к. в основном используются собственные ресурсы, цены на которые значительно ниже мировых. Однако без современного оборудования, развиваться и совершенствовать продукцию МСП сложно. НДС на ввоз технологического оборудования настолько взвинчивает его стоимость, что для многих малых предприятий оно становится или труднодоступным, или недоступным вообще. Поэтому вложения в обновление оборудования МСП минимальны. Необходимо добиваться если не полной отмены НДС на ввоз, то хотя бы его снижения. Поддержка должна осуществляться, как и в других странах, на уровне государства. К примеру, Китай закупает сотни и тысячи станков, чтобы оснастить свою отрасль. Даже получая незначительную часть комплектующих изделий из других стран современные российские МП при этом испытывают большие сложности. Таможенное законодательство таково, что многие барьеры создаются под предлогом "защиты рынка", а в итоге ограничивают возможности малых предприятий для выхода на мировой рынок.
Еще статьи по экономике
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...
Финансовые резервы предприятия
Финансы предприятия - денежные отношения, связанные с
формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования
на различные цели (например на выполнение обязательс ...
Формирование рыночной цены
Представление о цене сложилось достаточно давно. Изначально цену
связывали именно с денежным выражением стоимости товара, затем стали
рассматривать как отдельную характеристику товара. Ц ...