Формирование экспортного потенциала и совершенствование механизма государственного регулирования экспортной деятельности малого и среднего бизнеса в России
Также без изменения системы налогов надеяться на экспорт производимой продукции МСП не приходиться. Точнее, можно только в размере дотаций, покрывающих разницу между изымаемыми государством налогами и корпоративной налоговой ставкой страны конкурента. К несчастью для нас, для большинства МСП Европы, США, Канады, Китая, Австралии, Гонконга и т.д. она "де факто" равна нулю.
Говоря о спросе на продукцию российского МСП, можно отметить, что самый большой барьер связан с проблемой доверия: насколько устойчива российская фирма, как долго продержится на рынке. Это связано с застарелым отношением ко всему российскому, как к некачественному, неудобному в эксплуатации. Прежняя распределительная система и не предполагала никакого маркетинга, ни должного оформления продукции. Следствие этого, что многие потребители заранее убеждены, что из России придет неважная продукция, и описана будет кое-как, и выяснить ничего нельзя, и работать с ней будет уж точно неудобно плюс никакого сервиса. Вот этот барьер при выходе на мировой рынок преодолеть нашим малым предприятиям будет особенно трудно.
Итак, если покупатель найден, но на этом проблемы МСП не закончились - поставка продукции за рубеж зачастую становиться хлопотной. К примеру, оформление на таможне занимает две недели - это безумно много. От времени заключения контракта до поставки продукции уходит больше 2-х месяцев, а надо бы вдвое быстрее. Работать юридически грамотно на таможне - значит терять время
Таким образом, исходя из особенностей ресурсного обеспечения экспортного потенциала МСП, можно сделать вывод, что в конечном итоге, все проблемы опять сводятся к возможностям его реализации, которые в современной России крайне малы. Российский малый бизнес, безусловно, обладает экспортным потенциалом. И он не только в наукоемких изделиях инновационных предприятий, хотя в настоящее время именно эту продукцию проще всего продавать. Экспортный потенциал МП в других отраслях реализуется не полностью и, прежде всего потому, что эта работа ведется не системно. МП сами ищут себе партнеров и ниши на внешних рынках и пытаются там, в силу своих возможностей конкурировать с зарубежными производителями аналогичной продукции.
Реализовав продукцию на внешних рынках, предприятия МСП зачастую не уделяют внимания организации послепродажного сервиса, т.к. это требует весьма значительных средств. Исходя из этого, необходимо, прежде всего, четко проработать технологию продаж, технологию маркетинга и сервиса; всякий продукт сегодня включает в себя также технологию подготовки, представление продукции - на очень высоком уровне. Большая часть МСП такой технологии не имеет, не всегда есть и понимание, какая она должна быть. Прежде чем выходить на внешний рынок, надо добиться полной нормализации всех процессов внутри своего предприятия. Решить проблемы с производственной программой, исполнительской дисциплиной, с качеством продукции, чтобы выход на международный рынок не стал лишь эпизодическим явлением.
В этих условиях немаловажную роль должно играть государство. В западных странах существуют государственные программы поддержки экспорта малых предприятий. И государство несет большую долю экспортных расходов, понимая, что самим малым предприятиям это не под силу. У нас же этого не существует, тем более на системной основе. В связи с этим необходима системная работа по общему развитию экспортного потенциала в форме целевых проектов, обязательно включающих в себя и малый бизнес. Такие целевые проекты должны предусматривать поддержку экспортеров на всех этапах, начиная с финансирования, приобретения ими оборудования и заканчивая продвижением их продукции, поставок ее и последующего технического обслуживания.
Существенную поддержку экспортному потенциалу отечественной продукции оказывает ЕС в рамках деятельности проекта Тасис. С момента его запуска в 1991 г. и по 2005 г. в 58 регионах России осуществлено свыше 1500 проектов на общую сумму более 2,7 млрд. евро.
Следует на федеральном и региональном уровне российскому правительству проводить подобные конкурсы и гранты, направленные на стимулирование и помощь в реализации экспортного потенциала, заложенного в МСП.
Итак, малые предприятия, ориентирующиеся на производство инновационной продукции России, обладают реальным потенциалом для развития экспорта. Эти предприятия вполне конкурентоспособны на внешних рынках. К сожалению, необходимо отметить, что в современных российских условиях малое предприятие получает реальную возможность выйти на международный рынок только в составе кластера, с помощью маточной структуры, которая берет на себя целый ряд функций в этом сложном процессе.
Основная проблема лежит в отсутствии условий реализации экспортного потенциала, и государство должно взять на себя содействие выходу МСП на экспортные рынки. Необходимо разработать экспортную стратегию и программу содействия экспорту, с реальными целями, задачами и финансированием. В рамках данной стратегии, необходимо определить специальные меры по поддержке экспорта содействию объединении предприятий в группы для выхода на внешний рынок.
Еще статьи по экономике
Основные фонды
Осуществление
производственной деятельности связано с использованием различных средств труда,
необходимых для создания переработки, продвижения, хранения продукции и услуг.
Они являются ...
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...
Влияние железнодорожного транспорта на экономические и культурные показатели жизнедеятельности государства
В широком смысле слова современный транспорт - это крупный и сложный
комплекс народного хозяйства, в рамках которого действуют как самостоятельные
отрасли различные виды так называемого ...