Формирование экспортного потенциала и совершенствование механизма государственного регулирования экспортной деятельности малого и среднего бизнеса в России
В мировой практике известен и используется достаточно широкий набор методов и инструментов поддержки экспорта МСП. Однако далеко не все они могут быть применены по отношению к российским экспортерам из числа МСП. Причинами этого являются:
отсутствие четко сформулированной политики развития наиболее перспективных, экспортно-ориентированных отраслей и видов деятельности;
неподготовленность абсолютного большинства предприятий МСП к работе на западных рынках, их слабая восприимчивость к мерам поддержки экспорта со стороны государства и, следовательно, низкая эффективность таких мер.
Вместе с тем, существует необходимость принятия мер по поддержке экспорта МСП. Подтверждением этому является программа развития РФ на среднесрочную перспективу, где отражена необходимость поддержки экспорта МСП.
Для переориентации структуры экспорта РФ на несырьевую составляющую необходимо создать систему поддержки и стимулирования экспорта МСП, которая дополнит и усилит меры единой государственной экспортной политики. Такая система, созданная в интересах всех экспортеров МСП, должна, во-первых, опираться на систему приоритетов промышленной политики, во-вторых, стимулировать развитие экспортного потенциала, в-третьих, не противоречить и не дублировать федеральные меры, в-четвертых, носить низкозатратный характер.
Для реализации программы государственного регулирования экспортной деятельности МП в России предлагается создать специализированный государственный орган. Например, при Министерстве экономического развития и торговли РФ необходимо выделить специальный комитет или агентство по содействию развития внешнеэкономической деятельности малого бизнеса в РФ. Подобное агентство, обладая необходимыми исполнительными полномочиями и законодательной инициативой, сможет стать эффективным проводником предлагаемых преобразований, способствующих развитию экспортной деятельности МСП в России.
Наряду с Агентством в стране по-прежнему останутся действовать ряд других общественных и частных организации, поддерживающих развитие МСП и уделяющих особое внимание развитию экспорта, в их числе:
Торгово-Промышленная Палата РФ является неправительственной общественной организацией, представляющей интересы предприятий. ТПП защищает права и интересы предпринимателей на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, подготавливает рекомендации для правительства по вопросам совершенствования поддержки МСП, занимается образовательной и консультационной деятельностью и тесно взаимодействует со множеством общественных, отраслевых и профессиональных предпринимательских организаций.
Информационно-поисковая система "Экспортные возможности России" - онлайновая информационная служба, которая представляет покупателям на международном и внутреннем рынках информацию о всём многообразие продуктов и услуг, про изводимых МСП в России. Эта служба позволяет осуществлять быстрый поиск возможных партнеров во всем мире, что в значительной мере способствует развитию экспортных возможностей МП.
Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельность этой организации связана с маркетинговыми исследованиями зарубежных и отечественных рынков, с развитием международной торговой кооперации и проведением экономических исследований, помогающих предприятиям МСП выходить и успешно развиваться на новых рынках. Ассоциация так же реализует ряд программ по оказанию услуг (информационных, консультационных, образовательных, посреднических и юридических) предпринимателям.
Для того, чтобы избежать дублирования деятельности Агентства и ТПП РФ, обозначим некоторые принципиальные моменты. Так, ТПП - это, прежде всего общественная структура, Агентство будет входить в систему государственных органов РФ.
Услугами и возможностями ТПП РФ могут воспользоваться только члены Палаты, т.е. те предприниматели, которые внесли членские взносы. Поскольку сумма ежегодного взноса значительна, особенно для предприятий МП, многие из них не имеют возможности использовать ТПП для развития своей деятельности. Агентство предлагается создать в рамках государственного аппарата значит финансироваться будет из государственного бюджета, и его услуги для предпринимателей МСП будут бесплатными, что сделает обращение в Агентство намного привлекательнее и доступнее.
ТПП РФ "по вертикали" представляет интересы всех слоев бизнеса малого, среднего и крупного. А "по горизонтали" охватывает своей деятельностью все сферы предпринимательства - промышленность, торговлю - внутреннюю и внешнюю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги. Подобная широта охвата приводит к тому, что многие направления разрабатываются поверхностно. Агентство предлагается сделать специализированным органом содействия и регулирования МСП, прежде всего его внешнеэкономической деятельности.
Еще статьи по экономике
План производства, обеспечивающий эффективную деятельность предприятия в рыночных условиях хозяйствования
Концепция
стратегии развития предприятия как социально-экономической, так и
производственной системы состоит в формировании главных предпосылок эффективной
деятельности предприятия при ...
Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на материалах Ливенского хлебокомбината филиала ОАО Орелоблхлеб
На современном этапе хозяйствования основой
экономической политики является повышение эффективности и качества работы всех
звеньев промышленного производства. Развитие рыночных отношений ...
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...