Формирование цены на основе закона спроса и предложения
Спрос можно представить в виде шкалы, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени. Спрос отражает ряд альтернативных возможностей. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах при прочих равных условиях. [11]
Обычно мы рассматриваем спрос с точки зрения цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере правильнее, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара.
Закон спроса отражает зависимость между ценой и спросом. Допустим, что все факторы, оказывающие влияние на объем спроса (доходы покупателей, вкусы и предпочтения и т. д.) остаются неизменными, лишь цена товара может меняться. При этом каждому значению цены товара будет соответствовать определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены: gD = f(P), где gD - объем спроса, P - цена товара.
Логично, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса будет увеличиваться:
Расчет кривой спроса является трудной задачей, но на кривой можно определить ключевые ценовые точки - такие ее значения, при которых многие потребители либо покупают товар, либо отказываются от него. В результате продажи резко возрастают, либо низко сокращаются. Кривая спроса на практике редко имеет непрерывный плавный вид; она может иметь резкие разломы (скачки). Именно в этих точках кривой спроса достигается самая высокая прибыль. «Это происходит потому, что выше ценовой точки уровень продаж резко падает, значительно сокращая прибыль. Ниже ценовой точки уровень продаж не меняется, но поскольку цена снижена, то уменьшается и прибыль. Выявление ценовых точек позволяет сузить выбор при определении цены.
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению спроса. Проще говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты называли эту обратную зависимость законом спроса.
Объясняя причины снижения величины спроса при росте цены и возрастания его величины при уменьшении цены, следует указать на три обстоятельства: 1). Уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным; 2). Один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. В экономической литературе это явление принято называть эффектом дохода, поскольку снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя; 3). Подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление имеет также особое название «эффект замещения».
Еще статьи по экономике
Сравнительный подход к оценке недвижимости
Сравнительный
подход определяет рыночную стоимость недвижимости на основе цен сделок с
аналогичными объектами, скорректированных на выявление различия. Основу
сравнительного подхода сос ...
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...
Критерии экономической эффективности, пути её повышения
Россия
вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей
сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда,
всемерного повышения экон ...