Основные направления максимизации прибыли предприятий в современных условиях
При рассмотрении сущности прибыли и методов ее формирования выявлены следующие факторы, влияющие на ее величину:
─ управленческий потенциал;
─ производственный или экономический потенциал.
С целью активизации положительного влияния этих факторов целесообразно использовать следующие направления действий менеджеров и финансистов предпринимательских структур:
─ повышение эффективности финансового менеджмента на предприятии, так как самым важным для менеджера является правильное определение целей, на достижение которых необходимо сосредоточить деятельность фирмы;
разработка товарной стратегии фирмы;
разработка ценовой стратегии фирмы;
разработка стратегии взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов и выбора направлений инвестиционной деятельности фирмы.
Правильный выбор целей определяет эффективность деятельности. Результативный менеджер делает правильно, а менеджер, действующий эффективно, делает правильное дело. Без эффективности результативность мало что значит. Можно работать весьма производительно какое-то время, но неправильный выбор целей приводит к нулевому эффекту.
Противоречивость множества параллельных целей не страшна, если каждая из них в отдельности не противоречит главной. Множество целей должно быть субординировано по отношению к главной в схеме "дерева" целей.
Если главная внутренняя цель определяется просто как "получение прибыли", то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели, что вряд ли кого-нибудь устроит.
Неверна и формулировка "максимизация прибыли", так как существует много способов кратковременной максимизации прибыли. Представляется, что оптимальная конкретизированная формулировка главной внутренней цели может звучать так: обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов годовых. Такое определение, во-первых, не позволяет забыть о перспективе и увлечься сиюминутной выгодой, а во-вторых, содержит в себе критерий целедостижения в виде установленного процента.
Но не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией во всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например, главной целью станет выживание, а не получение прибыли.
На первоначальной стадии развития, когда бизнес только создается и еще нет уверенности в успехе предпринимаемого дела, главная цель формулируется осторожно и скромно: создание самоокупаемого бизнеса. Если делу сопутствует успех, то у фирмы появляются финансовые возможности для роста и расширения. На данном этапе развития внутренняя цель фирмы может быть сформулирована так: повышение прибыльности (дальнейшее процветание).
Критерием оптимальности товарного ассортимента является обеспечение в течение продолжительного периода постоянного превышения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия. При этом одним из основных показателей, формулирующих рейтинг того или иного вида продукции выступает прибыль от реализации данного вида продукции.
При реализации этой задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора различных методов ценообразования (способ "средние издержки + прибыль", на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, по правилу равенства предельного дохода предельным издержкам и т.д.).
Решения в этой области базируется на расчетах, так называемой "экономической прибыли", которая определяется как разница между доходами фирмы от продажи товаров (работ, услуг) и вмененными издержками на ресурсы, использованные при получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих ресурсов иным наилучшим способом.
Еще статьи по экономике
Денежный спрос и его факторы
Поистине, это самый загадочный инструмент из всех
приобретенных человеком. Нет ничего проще, как с ним обращаться, и нет
ничего труднее, чем понять, как он действует. Никто не может по ...
Эволюция теорий мировой торговли в экономике
теория международная мировая
торговля
Одной
из наиболее важных форм международных экономических отношений является
международная торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходитс ...
Формирование рыночной цены
Представление о цене сложилось достаточно давно. Изначально цену
связывали именно с денежным выражением стоимости товара, затем стали
рассматривать как отдельную характеристику товара. Ц ...