Планирование финансов
Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.
В процессе финансового планирования решаются следующие задачи: определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и т.д.); принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов и т.д.; определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями; уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций.
Финансовое планирование осуществляется на основе: показателей плана производства и реализации продукции; сметы затрат на производство; данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений; сведений о движении основных фондов и оборотных средств; расчетов отпускных цен (плановых калькуляций единицы продукции); норм амортизационных отчислений; нормативов собственных оборотных средств; ставок платежей в бюджет и во внебюджетные фонды; результатов анализа выполнения плана за предшествующий период; условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками материальных ресурсов, с банками по ссудам, с бюджетом по налогам и сборам.
Алгоритм оставления финансового плана включает следующие этапы:
1. Анализ финансового положения предприятия;
2. Планирование доходов и поступлений;
. Планирование расходов и отчислений;
. Проверка финансового плана (баланс доходов и расходов).
Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.
Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:
• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
• амортизационные отчисления;
• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);
• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
• долгосрочные банковские кредиты;
• займы;
• пожертвования и благотворительные взносы;
• поступления от долевого участия в строительстве;
• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.
Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.
Величину прибыли от реализации продукции можно определить по формуле
(3.35)
где Врi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.; Офi, - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, тыс. руб.; Наi - акцизный налог, тыс. руб.; НДСi - налог на добавленную стоимость, тыс. руб.; Сi - полная себестоимость i-й реализуемой продукции, тыс. руб.; n - количество видов продукции.
Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию. Результаты расчетов следует свести в табл. 3.18.
Показатели в табл. 3.18 отражают последовательность и логику выполнения плановых расчетов. Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года - года, предшествующего планируемому.
В остатки входит готовая продукция на складе, в неотфактурованных поставках (не оформленных транспортными и платежными документами), если такое имеет место, и на ответственном хранении у покупателей (клиентов). Сведения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно взять из данных бухгалтерского учета. Однако на момент составления финансового плана (за один-два квартала до окончания отчетного года) они, как правило, неизвестны. Поэтому остатки готовой продукции на конец отчетного года рассчитываются, исходя из прогнозных оценок факторов, влияющих на их уровень, например, изменения объемов реализации, формы безналичных расчетов, объема бартерных поставок, платежеспособного спроса.
Еще статьи по экономике
Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, прежде
всего, той ролью, которую малые и средние предприятия играют в современной
экономике. Достаточно сказать, что его ...
Тенденции и формирование экономики знаний
С
конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и
отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика,
основанная на знаниях» (в прямом переводе с англи ...
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан
Ключевыми
проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике
являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.
В
Республике Ка ...