Современное состояние железнодорожной отрасли и влияние государственной политики на её развитие
Рынок железнодорожных перевозок растет высокими темпами - он стабилен и прогнозируем по ключевым сегментам. Не смотря на то, что единственным перевозчиком в России, в юридическом понимании этого термина, является ОАО "РЖД", значительная часть перевозок приходится на частные компании, владеющие своим парком вагонов.
В России на сегодняшний день работают около 2500 компаний-операторов. В перспективе ожидается дальнейшее увеличение доли частных операторов в общем объеме перевозок железных дорог [36].
Динамичное развитие железнодорожного машиностроения обусловило значительное увеличение его доли, в общем объеме отгрузки продукции и услуг предприятиями обрабатывающих отраслей: так в 2006 году доля составила 1.5%, в 2007 году- 1,77% , а в 2008 году- 2%.
Структура рынка продукции железнодорожного машиностроения по видам продукции в 2006-2008 гг. претерпела изменения, выразившиеся в росте сегмента грузовых вагонов, а также работ по ремонту и модернизации подвижного состава ввиду чрезвычайно высокого темпа роста цен на них.
В 2007 году объем перевозок снизился на 20%, но в конце 2007 года наблюдается стабилизация, в 2008 году потребности в перевозках грузов и пассажиров были полностью удовлетворены. По сравнению с 2007 годом темпы падения снизились, грузооборот вырос на 4,5%. см. таблицу 2;
Динамично развиваются международные перевозки: их объем в 2008 году составил 514 млн. тонн (+7,4% по сравнению с 2006 годом). Грузооборот в международном сообщении увеличился на 9,1% и составил 1020 млрд. тонна километров.
Увеличились объемы перевозок экспортных грузов - на 5,5% (до 390млн. тонн), импортных грузов-на 9,9% (до 98 млн. тонн), транзитных грузов - на 30,2 % (до 27 млн. тонн) [26].
Выросла средняя дальность перевозок грузов на 2,7% (+ 36,3 км) по сравнению с 2007 годом. Средняя скорость доставки грузов увеличена на 3,2%. Увеличена надежность доставки по маршрутным отправкам в среднем на 1,3%.
Таблица 2. Объемы перевозок основных видов грузов на железнодорожном транспорте в 2007-2008 гг.
Наименование грузов |
январь июнь 2007г |
январь июнь 2008г |
I полугодие 2008г. в % к I полугодие 2007г. |
Каменный уголь |
121,0 |
118,8 |
98,2 |
Кокс |
4,2 |
3,6 |
86,7 |
Нефть и нефтепродукты |
74,8 |
73,3 |
98,0 |
Руда |
42,5 |
37,2 |
82,6 |
Черные металлы |
27,1 |
24,9 |
92,1 |
Лесные грузы |
24,8 |
18,1 |
72,9 |
Зерно и продукты |
14,3 |
8,4 |
58,6 |
В 2007 году вагонный парк частных компаний вырос на 16%, до 346 тыс. вагонов, со средним сроком эксплуатации около 12 лет, а вагонный парк РЖД (в том числе дочерние компании) сократился на 0,2%, до 621 тыс. вагонов, со средним возрастом около 23 лет. В общей сложности в прошлом году было закуплено 58,8 тыс. вагонов (28% РЖД, 72% частные операторы). На сегодняшний день, на долю частных операторов приходится 35,8% всего вагонного парка страны. Структура вагонного парка представлена см. Приложение А.
Парк вагонов, принадлежащих частным собственникам, характеризуется меньшей степенью износа, однако к 2010 г. выработают более четверти таких вагонов. То, что в последние годы парк систематически не пополнялся новыми вагонами, привело к его существенному старению, увеличению эксплуатационных и ремонтных затрат, ухудшению показателей безопасности движения. Кроме того, ощущается хронический дефицит наиболее интенсивно используемых типов вагонов, в первую очередь - полувагонов [10].
Еще статьи по экономике
Исследование хозяйственной деятельности предприятия ООО Дин-Альт
В процессе прохождения практики по технологии отраслевого производства
необходимо закрепить знания и умения, полученные за время обучения в институте,
и овладеть инструментарием для реше ...
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...
Основные фонды
Осуществление
производственной деятельности связано с использованием различных средств труда,
необходимых для создания переработки, продвижения, хранения продукции и услуг.
Они являются ...