Законодательное регулирование
Главным инструментом, государственно-правовым механизмом, формирующим конкурентную среду, является антимонопольное законодательство и система органов государственной власти, следящей за его соблюдением. Сегодня почти в каждой стране мира существует собственное антимонопольное законодательство, отражающее специфическое развитие и положение своей страны, но в целом законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний (в целях защиты конкурентного рынка от монополизации), во-вторых, запрещает соглашение и тайные сговоры предпринимателей (с целью создания искусственного дефицита или установлению недобросовестных цен) и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию. К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия: 1). Распространение ложных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2). Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, а также его потребительских свойств и качеств; 3). Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 4). Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; 5). Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца;
На международном рынке конкуренция регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговли (ЮНКТАД), документами Европейского Экономического Сообщества, а также другими организациями.
Регламентация поведения фирмы в антимонопольных законодательствах большинства стран руководствуется законом Шермана - первым антимонопольным законом США, провозгласившим преступлением препятствование свободе торговли с помощью создания монополии или вступление в сговор с такой целью. Важно заметить, что монопольное положение на рынке не преследуется, в случае, если не зафиксировано непосредственное нарушение законодательства - запрещены лишь те формы поведения, которые наносят вред другим участникам рынка.
В целом можно выделить два типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства пресекает любую форму монополистического сговора или союза. Европейский же тип законодательства является более либеральным - в нём преследуются не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности в том или ином секторе рынка.
Начало антимонопольной деятельности государства было положено в США созданием закона Шермана, о которым мы уже упоминали. В настоящее же время в США действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936). Кроме федеральных законов действуют еще и законы штатов.
Во всех странах антимонопольную политику проводят органы исполнительной власти. В развитых странах создаются специальные агентства, комиссии и службы, следящие за соблюдением антимонопольной политики. Основные органы федерального регулирования в США: антитрестовский отдел Министерства юстиции, Федеральная торговая комиссия. В ФРГ - Федеральное агентство по картелям, во Франции - Комиссия по конкуренции, в Австралии - Комиссия по торговой практике, в Англии - Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В РФ - Федеральная Антимонопольная Служба. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединённой Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.
Антимонопольная политика заключается не только в контроле над сделками, осуществлении мониторинга над ситуациями в отраслях, но и в работе с жалобами пострадавших от дискриминации фирм, а так же решении конфликтов между конкурирующими фирмами. Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, передачу дел в суды, если конфликт не удаётся решить в административном порядке.
Еще статьи по экономике
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...
Статистическое изучение использования оборотных средств на ОАО Промприбор
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и
платежеспособность, непосредственно зависят от того, насколько быстро средства,
вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Та ...
Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода
стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии,
где доминировало крупное механизиров ...