Особенности рыночных отношений
Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысило их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всей совокупностью субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клетки испытывают воздействие рыночных отношений.
Рыночные сделки различаются по характеру взаимодействия продавцов и покупателей. В связи с этим рынки бывают двух типов:
а) свободными;
б) регулируемыми.
На свободном рынке покупатель может выбирать интересующие его товары из множества предлагаемых ему благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходной цене. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами но своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.
Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого. Свободным такой рынок является для его участников. Кроме того, он свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет часто весьма неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия - «дикий», «нецивилизованный».
Чтобы лучше понять природу свободного рынка, надо иметь в виду, что товарно-рыночное хозяйство таит в себе глубокое противоречие. Ведь товаропроизводитель создает продукт, а продавец сбывает его на рынке как известно, не для себя, а для других людей. При этом покупатель хочет приобрести нужную вещь, в то время как продавец думает о том, как получить больше денег от рыночной сделки.
Подтверждением тому служат некоторые результаты выборочной проверки качества товаров, которую провело Минэкономразвития России.
Задачу разрешить противоречие между интересами продавцов и покупателей взяло на себя государство.
Тип свободного рынка был широко распространен в XV- XIX вв. Но в XX в. возник и стал развиваться новый тип рыночных отношений, который регулируется государством и правом.
Правовое регулирование рынка означает, что для его участников устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников рыночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора средства регулирования рыночных отношений.
В соответствии с юридическими законами регулированием занимаются органы государственного контроля и управления: учреждения но санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы финансово-кредитной политики государства.
Регулируемый рынок предполагает применение государственными органами юридических норм, определяющих поведение участников рыночных сделок.
Государство и право оказывают па рыночные связи внешнее по отношению к ним воздействие. Наряду с этим рыночные отношения развиваются на основе внутреннего регулирования, особо важную роль в котором играют деньги.
Еще статьи по экономике
Городское хозяйство современного города
Термин
«расселение» характеризует исторический процесс заселения территории,
распределение населения на территории и его пространственную организацию.
Расселение следует за более динами ...
Факторы конкурентоспособности регионов
Актуальность темы. На данный момент в мире происходят существенные изменения,
связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни
общества; задает новые условия раз ...
Исследование финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Процесс
сбыта (продажи) продукции является завершающим этапом общего процесса
воспроизводства и кругооборота хозяйственных средств предприятия. Предприятие
может так продавать свои това ...