Особенности рыночных отношений
В результате мощного развития крупного машинного производства, появления крупного акционерного капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие мировой рынок. Сейчас жители, скажем, Европы хорошо знают товары, создаваемые в США, Японии и многих других странах. Мировой рынок уже давно снабжает вес государства таким сырьем, как нефть, олово, каучук, пшеница, сахар, кофе, чай. Новейшие средства связи позволяют точно знать, что происходит с ценами на товары в разных частях земного шара. Стало возможно заключать торговые сделки, покупать иностранную валюту без того, чтобы продавец и покупатель лично встречались друг с другом. Интернационализация рыночных связей привела к тому, что уровень мировых цен на товары и услуги стал важным ориентиром для хозяйственной деятельности подавляющего числа предпринимателей экономически развитых стран.
Изменения рыночного пространства серьезно затронули не только его количественное, но и качественное состояние. Первоначально местные рынки были в неразвитом - слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию разделения труда в товарном производстве, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое разнообразие продуктов. Но положение решительно изменилось особенно во второй половине XX в. Общественное разделение настолько расширилось и углубилось, что охватило не только современное товарное производство, но и рыночную сферу. В ней возникли крупномасштабные специализированные рынки, которые доводят разнообразные товары до их потребителей.
Система рынков - единая совокупность множества рынков различного назначения.
В Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах Европы рынком называли торговую площадь. Она обычно располагалась в центре города и была окружена со всех сторон зданиями (там помещались ремесленные мастерские, торговые лавки, государственные учреждения и др.). Продавцы разных видов товаров располагались на рыночной площади в определенных, традиционно закрепленных за ними местах.
В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:
рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);
рынок средств производства (здесь приобретают оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергию и др.);
рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммунального и бытового обслуживания, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
рынок труда (для работодателей и наемных работников);
рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
Еще статьи по экономике
Российское предпринимательство
Становление
и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным
преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку,
формированию нового эл ...
Исследование показателей по труду и расходов на его оплату
Тему "Анализ показателей по труду и расходов на его оплату" я
выбрала не случайно, так как считаю, что она очень актуальна и к тому же
трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью ...
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...