Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий
ВЭД российских малых и средних предприятий осуществляется в совершенно иных формах и объемах, чем таких же предприятий в развитых странах. В области внешней торговли такие компании более заметны в импортных поставках, поскольку экспорт, на 80% состоящий из топливно-сырьевой продукции, осуществляется, главным образом, крупными российскими предприятиями.
Сегодня начинают развиваться и прогрессивные формы ВЭД малых и средних предприятий. Этому способствует начавшаяся масштабная реструктуризация машиностроительного комплекса по технологическому признаку: создаются новые технологически ориентированные малые и средние предприятия, которые специализируются на конкретных производственных процессах, то есть появляются субконтракторы в классическом понимании этого термина. Необходимо использовать и развивать межрегиональную систему центров субконтрактации. В каждом заинтересованном регионе при поддержке местной администрации должен быть создан региональный центр субконтрактации. В настоящий момент создание центров субконтрактации начато в 7 регионах. В некоторых регионах в создании центров субконтрактации приняли участие торгово-промышленные палаты.
В последние время европейские производители проявляют повышенный интерес к производствам с более низкими ставками оплаты труда. Западные механообрабатывающие предприятия с их впечатляющими достижениями в социальной сфере уже не могут предложить конкурентоспособную продукцию по ценовым критериям. И здесь у российских производителей могут быть очень выгодные позиции. В наиболее благоприятном положении оказываются малые и гибкие производства, способные в кратчайшие сроки осваивать выпуск небольших партий изделий по более низким, чем на Западе, ценам.
Для того чтобы система субподрядов в России вне зависимости от вида производства начала развиваться, необходимо несколько условий. Первое - появление рыночных ниш со сложившимся стабильным спросом, то есть оживление всего товарного рынка в стране. Второе - должен быть товар, который купят в большом количестве, но который еще никто не поставляет и его нужно изготовить самому, и есть те, кто может быстро и качественно изготовить основные составные части этого товара. При этом субконтрактору остается только организовать размещение заказов, сборку частей с минимальным их дополнением и распределить готовое изделие среди покyпателей. Желательно при этом еще и не брать банковских кредитов.
Российские малые предприятия внешнеэкономической ориентации помимо названных и других известных недостатков (низкая производительность труда, слабые финансовые возможности, отсутствие бизнес-культуры) имеют и ряд конкурентных преимуществ по сравнению с зарубежными аналогичными фирмами, что существенно повлияет в дальнейшем на процесс интернационализации: низкая стоимость рабочей силы, хотя с ростом экономики этот фактор утрачивает свою актуальность; небольшая доля амортизации в себестоимости, что является и позитивным и негативным фактором одновременно.
Некоторые производства в России уже находятся на уровне или даже дороже, чем в развитых странах Запада. Это объясняется не только использованием многими российскими компаниями старых и неэффективных технологий. К сожалению, к этому же результату приводит обновление производства дорогим импортным оборудованием, начавшейся в стране борьбой за соблюдение прав интеллектуальной собственности и другими сторонами цивилизованного бизнеса по западным стандартам.
Еще статьи по экономике
Статистическое изучение использования оборотных средств на ОАО Промприбор
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и
платежеспособность, непосредственно зависят от того, насколько быстро средства,
вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Та ...
Критерии экономической эффективности, пути её повышения
Россия
вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей
сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда,
всемерного повышения экон ...
Исследование реализации продукции (на основе материалов ОАО Промприбор)
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема
производственной продукции, повышение ее ...