Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий
Этому мешает ряд факторов:
• Давно не обновлявшаяся технологическая база (на большинстве предприятий давно устарели основные фонды)
• Практически полное отсутствие отечественной промышленности производства компонентов
• Отсутствие опыта крупносерийного производства изделий высоких технологий
• Слабое проникновение современных индустриальных стандартов, производственных процессов и систем качества
• Экономическая и управленческая косность многих руководителей предприятий
• Заведомо усложненные вопросы финансового, таможенного и налогового регулирования, что при водит к низкой инвестиционной привлекательности и многое другое.
Фактически, сильными сторонами являются только - имевшиеся ранее и ведущиеся сейчас в меньших масштабах разработки, высокий образовательный уровень населения в сочетании со сравнительно невысоким уровнем оплаты. Главными же проблемами всегда были - переход от разработок и изобретений к освоению их промышленностью и организация серийного производства.
В то же время основой деятельности контрактных производителей электроники является как раз организация серийного производства (переход от опытных образцов к массовому производству) по заказам разработчиков и производителей, которые в данной модели разделения ресурсов смогут больше времени и средств направлять в разработки и укрепление продаж.
Таким образом, возможен следующий механизм эффективного развития ВЭД российских малых предприятий.
На микроуровне:
расширение практики создания малых дочерних фирм крупных российских компаний с их стратегическими партерами за рубежом в форме совместных предприятий для осуществления международных связей (по примеру подмосковного предприятия Бецема). Такие малые предприятия действуют в интересах обеих сторон, связывая российское и зарубежное производства, замыкая на себе кооперационные связи, финансовые и информационные потоки, сокращая соответствующие транзакционные издержки компаний.
более глубокая интеграция малого и крупного бизнеса на основе субконтрактных отношений, распространение франчайзинговых и лизинговых схем кооперации, развитие аутсорсинга, масштабно развивающегося в современной мировой экономике.
развитие кластерных схем сотрудничества малых предприятий с научноисследовательскими институтами в России и за рубежом с целью внедрения в малый бизнес передовых технологий, в том числе информационных, расширения электронной торговли в Интернет
На макроуровне:
пересмотр правил лицензирования, сертификации и контроля производственной деятельности малых предприятий в целях устранения параллельных структур проверки качества продукции, ужесточения требований в вопросах соблюдения прав интеллектуальной собственности и качества продукции (экологичность производства и безопасность продукции для здоровья)
более широкое привлечение технической помощи международных экономических организаций, таких как Всемирный банк, ОЭСР, ПРООН, уделяющим особое внимание участию малых предприятий в электронной коммерции и иным аспектам их развития.
Заключение
Малое предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность для получения прибыли, субъекты которой определяются такими критериями, как численность персонала, размер уставного капитала, величина актива, объем оборота и др. Роль малого и среднего бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче всего начинать самостоятельный бизнес. Малый и средний бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.
Еще статьи по экономике
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...
Пути повышения эффективности использования оборотных средств на примере СПК Царевич
Оборотные средства являются одной из составных частей
имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из
главных условий успешной деятельности предприятия
Акт ...