Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ
Для действительного укрепления и развития государственной системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, необходимо:
ü уточнить и законодательно закрепить институциональное положение государственных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе как бюджетополучателей;
ü разработать требования к условиям и техническому обеспечению государственных фондов, при которых возможна эффективная их деятельность;
ü определить меру финансового участия и ответственности государства в деятельности фондов;
ü законодательно закрепить льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений;
ü предусмотреть наделение фондов недвижимым имуществом для ведения хозяйственной деятельности в уставных целях;
ü организовать подготовку и реализацию образовательных программ и планомерную подготовку кадров для работников региональных и муниципальных фондов;
ü содействовать государственным фондам в расширении сферы их деятельности и номенклатуры услуг таких как бизнес-инкубирование, предоставление займов, лизинг оборудования;
ü разработать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами;
ü установить минимальный перечень услуг, оказываемых государственными фондами предпринимателям бесплатно и/или на льготных (за счёт бюджетного финансирования) условиях.
Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса со стороны государства осуществляется через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.
Существуют и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.
Статьей 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. предусмотрены меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России. Среди этих мер:
• специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
• упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
• упрощенный порядок составления малыми и средними предприятиями статистической отчетности;
• льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
• обеспечение финансовой поддержки этих субъектов;
• развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства и др.
В 2007 г. был принят еще один Федеральный закон - "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
. Общеустановленная система, в рамках которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, но НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.
. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.).
. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь служит потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.
Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России - Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на начало 2007 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (214,5 тыс. предприятий) [Приложение В]. Далее следуют Санкт-Петербург (126,8 тыс.), области: Московская (46,2 тыс.), Самарская (29,5 тыс.), Ростовская (32,1 тыс.), Свердловская (33,1 тыс.), Краснодарский край (34,9 тыс.).
Еще статьи по экономике
Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на материалах Ливенского хлебокомбината филиала ОАО Орелоблхлеб
На современном этапе хозяйствования основой
экономической политики является повышение эффективности и качества работы всех
звеньев промышленного производства. Развитие рыночных отношений ...
Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции
Реализация продукции является важнейшим
экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность
предприятия.
Реализация продукции - это поступление
изготовлен ...
Проведение фотографии рабочего времени
В
условиях рыночной экономики для каждого предприятия важно сохранять прочное,
стабильное положение на рынке, которое во многом зависит от применения
высокопроизводительной техники и те ...