Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ
В первую очередь, это относится к Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице его Департамента поддержки предпринимательства. Масштабность задач, которая стоит перед этой структурой, связанная с необходимостью осуществления межотраслевой и межрегиональной координации действий, требует для такой структуры более высокого административного статуса. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности преобразования Департамента поддержки предпринимательства в отраслевое федеральное ведомство в виде министерства или государственного комитета.
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства", который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.
Региональные и муниципальные программы являются, в определённой степени, отражением федеральных программ и в основном повторяют их в соответствующих пропорциях. Региональные и муниципальные фонды формально входят в число основных исполнителей программ по всему многообразию мероприятий, которые те содержат: от просветительных и образовательных мер до финансирования проектов. Такой высокий институциональный статус региональных и муниципальных фондов находится в вопиющем противоречии с теми финансовыми средствами, которые выделяются как на выполнение программ в целом, так и на финансирование деятельности самих государственных (муниципальных) фондов. Неоправданная завышенность целей и задач Федеральных программ поддержки малого предпринимательства, с одной стороны, и те широкие потенциальные возможности фондов поддержки малого предпринимательства, которые предоставлены им законодательством и их уставными документами, с другой, ставят их в глазах администрации в двусмысленное и, зачастую, безвыходное положение. Имея право в качестве некоммерческих организаций на предпринимательскую деятельность для выполнения своих уставных задач, фонды вынуждены ею заниматься, не имея иных источников финансирования. При этом они не имеют возможности в достаточной мере (а в большинстве случаев - хоть в какой-то мере) выполнять своё основное назначение - быть практическим проводником государственной и муниципальной политики. Крайняя недостаточность выделяемых на поддержку малого предпринимательства средств не позволяет административным структурам выстроить конструктивные отношения с фондами и сделать их эффективным инструментом реализации государственных и муниципальных программ.
Для нормальной своей деятельности в соответствии с законодательством и своими уставными целями и задачами фонды поддержки МП должны располагать, по крайней мере, помещениями, современной офисной техникой, обученным персоналом, технологиями работы с клиентами-предпринимателями и финансовыми средствами на осуществление своей деятельности. Ни одно из этих условий работы государственных региональных фондов государством не обеспечено. Таково же, за редким исключением, положение муниципальных фондов.
Именно такие структуры поддерживают преувеличенные представления о развитой сети государственных фондов поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Для большинства же фондов реальностью является то, что офисная техника стареет и не обновляется, методология и технологии не адаптируются, обученные по западным стандартам сотрудники находят другую, более высоко оплачиваемую работу.
Еще статьи по экономике
Российское предпринимательство
Становление
и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным
преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку,
формированию нового эл ...
Исследование хозяйственной деятельности предприятия ООО Дин-Альт
В процессе прохождения практики по технологии отраслевого производства
необходимо закрепить знания и умения, полученные за время обучения в институте,
и овладеть инструментарием для реше ...
Статистическое изучение товародвижения и сбыта продукции по материалам ОАО Ливгидромаш
Целью деятельности любого промышленного предприятия является
производство продукции. Ее величина зависит от ряда факторов, таких как
техническая оснащенность производства, обеспеченность ...