Пути, методы и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК
Среди них АО «У-КА СЦК», «ЗСК», «ЛПК», с образованием «КАЗЦИНК».
АО «ТМК «» и «ВКМХК» в 1995 году переданы в доверительные управления иностранным фирмам (Бельгийская фирма Спешиалти Металз Компани и Далекс Трейтинг Тиметед, Кипр), госпакет акций АО Ульбинский металургический завод передан АО «КАЗАТОМПРОМ».
Проведенные структурные и управленческие преобразования позволили этим предприятиям стабильно работать в условиях рыночной экономики.
Масштабная приватизация потребовала дальнейшего развития и упорядочивания рынка ценных бумаг и разработки мер по управлению государственной собственностью учету и мониторингу, а также процедур реорганизации и ликвидации несостоятельных предприятий государственного сектора.
Цели, намеченные I и II этапами программ, к 1996 году в основном были достигнуты. В рамках малой приватизации было продано около 2/3 объектов, а в торговле общественным питании и сфере услуг приватизировано 84% предприятий. Полностью были завершены, массовая приватизация на 22 аукционах были проданы за ПИКи, акции свыше 1600 предприятий. В рамках приватизации АПК продано свыше 93% всех объектов агропромышленного комплекса.этап
В развитии программы 21 июля 2000года принято Постановление Правительства РК №1095 «Об одобрении Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РК» в ходе выполнения Национальной программы - (трех этапов). С1991 по 1998 годы преобразование госсобственности прошло эволюционный путь от акционирования предприятий до приватизации целых отдельных отраслей экономики, это малая, массовая приватизации, приватизация по индивидуальным проектам, секторных программ, первичное разделения госимущества на республиканское и коммунальное. В основном поставленные задачи выполнены, однако ряд проблем осталось:
не сформирован широкий слой частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов:
привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития большинства предприятий, структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности работы предприятий:
в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынке.
Чтобы устранить эти и другие недостатки назрела необходимость изменить приоритеты в области приватизации и в концепции определили ее как - повышения эффективности функционирования всего народно хозяйственного комплекса в целом, расширения налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами отечественных производителей, усиление социальной направленности - охрана окружающей среды, здоровья и т.д. В концепции отмечено, что способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев общества.
В рамках этого этапа, 12 апреля 1999 года постановлением Правительством N405 утвержден перечень госпакетов акций и долей в хозяйственных товариществах, ранее находившихся в республиканской собственности передаваемых в коммунальную собственность всего 1078 из 1375
К республиканской собственности отнесены госпакеты акций национальных компаний «голубых фишек», крупных объектов приватизации имеющие важные значения для развития экономики Республики. (КазЦинк, УК ТМК, УМЗ) Их приватизация осуществлялась на конкурсной основе и с привлечением стратегических инвесторов или через механизм фондового рынка.
В соответствии с этой программой и ППРК N1431 от 21 сентября 1999 года по отношению к объектам, переданным в коммунальную собственность решения о приватизации принимается и реализовывалась местными, исполнительными органами, через управление коммунальной собственности.
Ключевым моментом данного этапа явилась разделения собственности на республиканскую и коммунальную, что преследовало цель более эффективного управления госимуществом.
Приватизировались и высвобождаемые в результате оптимизации объекты образования, здравоохранения науки и культуры.этап
Постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года N 880 «Об утверждении отраслевой программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы» предусматривалось проведении инвентаризации госимущества в целом, выявления фактического наличия имущества, закрепленного за государственными предприятиями, а также выявления неучтенного и незакрепленного госимущества и его дальнейшее закрепления за юридическими лицами. Были созданы системы мониторинга основных показателей акционерных обществ. Так проведенный мониторинг ОАО «КазЦинк» позволил всесторонне отследить и дать аналитическую оценку качественного и количественного состояния технологической, финансовой, хозяйственной деятельности предприятий, в целом выработки обоснованных решений и рекомендации по предупреждению устранению недостатков и совершенствованию работы акционерных общества. По решению собрания акционеров ОАО «КазЦинк» - из полученной по результатам 2001года чистой прибыли свыше 7 млрд. тенге - На развитие социальной инфраструктуры было направленно более - 1 млрд. тенге, на капитальные строительства и тех. перевооружение - 5,7 млрд. тенге.
Еще статьи по экономике
Влияние ускорения оборачиваемости оборотных средств на эффективность производства
Переход к рыночной экономике требует по-новому исследования вопроса
оборачиваемости оборотных средств на предприятии.
Актуальность темы данной курсовой работы в современных услов ...
Пути повышения эффективности использования оборотных средств на примере СПК Царевич
Оборотные средства являются одной из составных частей
имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из
главных условий успешной деятельности предприятия
Акт ...
Фирма в условиях чистой монополии
Тема курсовой работы «Фирма в условиях чистой монополии».
В России значительная часть промышленной продукции выпускается
единственными предприятиями-монополистами.
Поэтому исследов ...