Тарифные и нетарифные методы регулирования деятельности предприятий
.
Особенность их использования заключается в том, что они вводятся, как правило, органами государственной власти и носят автономный характер, т. е. не связаны какими-либо международными обязательствами.
Прежде всего, к этой группе мер государственного регулирования внешней торговли относятся количественные ограничения. В современной торгово-политической практике нетарифное регулирование осуществляется путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности.
Контингентирование (квотирование)
представляет собой ограничение ввоза иностранных или вывоза национальных товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.
По общему правилу, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений.
В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать:
) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде.
Установление внешнеторговых льгот нацелено на защиту национальных интересов и национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.
Установление экспортных квот применяется в ситуации, когда цены на определенный товар на внутреннем рынке ниже, чем на мировом, и неограниченные масштабы экспорта могут привести к нехватке данного товара на внутреннем рынке. При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона.
Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке. Распределение квот осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона.
Используются в основном два вида: глобальная квота и индивидуальная квота.
Глобальная квота (глобальный контингент) устанавливает размер экспорта или импорта в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного контингентирования.
В этом случае величина допускаемого квотой экспорта не разбивается по странам; глобальная квота ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к вывозу, и оставляет за экспортером право выбора страны, в которой осуществляются экспортные поставки в счет квоты. Величина квоты определяется как разница между внутренним потреблением и внутренним производством.
Индивидуальная квота (индивидуальный контингент) представляет собой квоту, распределенную по странам. Механизм распре деления квоты по странам нередко превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки какой-либо страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе товара.
От рассмотренных контингентов следует отличать тарифные контингенты, т. е. разрешения на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.
Еще статьи по экономике
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...
Исследование банкротств
Открытое
акционерное общество «СВЕТ» является малым юридическим предприятием, имеет
обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую
печать, штамп.
Про ...
Интеллектуальная собственность и нематериальные активы фирмы
В проделанной мною работе я попыталась изучить интеллектуальную
собственность и нематериальные активы фирмы. К ее изучению я подошла
всесторонне, рассмотрев их теоретические основы. ...