Анализ объемов и динамики производства и реализации продукции
Основной задачей предприятия является производство высококачественной и конкурентной продукции. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек и результирующих показателей деятельности предприятия. Поэтому диагностику работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции.
Объем производства продукции может быть выражен в натуральных и стоимостных показателях:
)стоимостные показатели (гривны, копейки) используют для обобщающей характеристике объемов производства и реализации продукции;
)натуральные показатели (штуки, метры, тонны) применяют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции, выполненных работ и предоставленных услуг, включая незавершенное производство.
Товарная продукция характеризует объем производства полностью завершенных, и готовых к продаже продукцию, работы, услуги; отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
В состав товарной продукции входят:
стоимость готовой продукции;
полуфабрикаты собственного производства, отпущенные на сторону, для капитального строительства и вспомогательным хозяйствам собственного производства;
стоимость переработки сырья и материалов заказчика;
стоимость инструмента, штампов, устройств, отпущенных на сторону или зачисленных в основные средства предприятия.
По своему составу на предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если отсутствуют внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство.
Объем реализованной продукции определяется по действующим ценам (оптовыми, договорными), а для нужд экономического анализа включается стоимость реализованной продукции отгруженной и оплаченной покупателями.
Анализ объема производства начинается с улучшения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Рассмотрим возможность применения цепного метода исчисления . Для расчета цепных темпов роста необходимо сопоставить текущий уровень с предшествующим. Таким образом, база сравнения непрерывно меняется. Среднегодовой темп роста (прироста) рассчитаем по формуле среднегеометрической:
, (1.1)
где n - число лет
- цепные темпы роста
Таблица 1.2 -Анализ объемов и динамика производства и реализации продукции за 4 года
Год |
объем пр-ва валовой продук-ции |
Темпы роста |
Объем пр-ва товарной продукции |
Темпы роста |
Объем пр-ва реализов. продукции |
Темпы роста | |||
базисн.% |
Цеп-ные% |
базисн.% |
Цеп-ные% |
Баз-исн.% |
Цеп-ные% | ||||
2007 |
291,0 |
100 |
100 |
272,4 |
100 |
100 |
270,2 |
100 |
100 |
2008 |
350,2 |
120,3 |
102,3 |
300,7 |
110,4 |
110,4 |
345,8 |
128 |
128 |
2009 |
321,5 |
110,5 |
92,0 |
150,3 |
55,2 |
50 |
232,9 |
88,4 |
67,4 |
2010 |
100,8 |
35 |
31,4 |
87,0 |
32 |
57,8 |
25,3 |
9,4 |
10,9 |
Еще статьи по экономике
Эволюция теорий мировой торговли в экономике
теория международная мировая
торговля
Одной
из наиболее важных форм международных экономических отношений является
международная торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходитс ...
Пути повышения эффективности использования оборотных средств на примере СПК Царевич
Оборотные средства являются одной из составных частей
имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из
главных условий успешной деятельности предприятия
Акт ...
Российское предпринимательство
Становление
и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным
преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку,
формированию нового эл ...