Маркетинговое исследование производственных программ
С начала возникновения рынка в основе производства товаров и оказания услуг господствовал принцип: «Производить как можно больше, ибо рынок безграничен». Предприятие в своей деятельности исходило из увеличения объема выпускаемой продукции и повышения ее качества при одновременном снижении издержек производства.
В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось мощным стимулом к развитию массового производства на основе использования результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что производственные возможности стали превосходить имеющийся спрос, и рынок товаров стал характеризоваться большей насыщенностью. Это усилило конкуренцию между производителями за потребителя, что, в свою очередь, обусловило изменение принципов философии ведения бизнеса, т.е. произошел переход от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель со своими специфическими потребностями и желаниями.
Производственная программа предприятия формируется сегодня на основании маркетинговых исследований.
Маркетинг - это система различных видов деятельности предприятия, связанных между собой и охватывающих планирование, ценообразование, продажу, доставку товаров и оказание услуг, в которых существует потребность, у реальных и потенциальных покупателей. Из сказанного следует, что маркетинг относится к компетенции менеджера - предпринимателя особого типа, деятельность которого ориентирована на потребителя; сам маркетинг может быть "разложен" на некоторые составляющие, причем начинается он с потребителя и кончается потребителем.
Маркетинг пронизывает всю деятельность предприятия. Процесс маркетинга многогранен: он начинается с воплощения желаний потребителя в конкретной продукции и организации ее производства, по завершении которого необходимо так "ввести" продукцию на рынок, чтобы привлечь устойчивое внимание к ней потребителя, для чего необходима гарантия хорошего сервиса и послепродажного обслуживания.
Различные формы маркетингового планирования и определение возможных видов деятельности предприятия осуществляются на всех уровнях общественного производства с учетом временного фактора. Временная перспектива определяет, будет ли планирование "стратегическим" или "оперативным" [22].
Под стратегией маркетинга подразумевается основной долгосрочный план действий предприятия по взаимодействию с партнерами и противодействию конкурентам на различных товарных рынках.
Формирование маркетинговой стратегии требует разработки планов (или программ) маркетинга.
Программа (план) маркетинга - это оценочная характеристика тех средств, которые планируется использовать в производстве в течение определенного периода, при этом дается обоснование и указываются ожидаемые результаты.
При решении о выборе рынка необходимо рассмотреть следующие моменты:
географическое размещение предполагаемых клиентов,
определение спроса на производимый вид товара,
прогноз выбора товара розничными торговцами,
общая потребность клиентов в данном товаре,
временные "пики" закупки товара,
социальный, экономический и демографический портрет покупателей.
Предприятие должно вести маркетинговое исследование в двух направлениях: поиск сегмента рынка для определенного к производству товара и оценка возможности его выпуска [23].
Ориентирование на рыночный спрос предполагает решение следующих вопросов:
ассортимент товаров, которыми интересуются клиенты,
ассортимент товаров, которые предприятие может произвести и реализовать с прибылью,
конкретные ситуации при реализации товара,
объем потребности рынка в тех или иных товарах,
объем ресурсов, необходимый для производства (продажи) соответствующего товара.
Номенклатура и ассортимент продукции являются одними из основных показателей производственной программы предприятия.
Еще статьи по экономике
Экологическая цена экономического роста Украины
Тема
контрольной работы ""Экологическая цена" экономического роста
Украины" по дисциплине "Экономика Украины".
В
настоящее
время парадигмы экономическо ...
Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,
материалов, топлива ...
Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности
Актуальность выбранной темы определяется тем, что бюджетирование играет
важнейшую роль в развитие предприятия и в получении наиболее высокой прибыли.
Управление предприятием невозможно б ...