Влияние неценовых детерминантов спроса
Итак, в первой главе мы перечислили 4 неценовых фактора спроса, теперь рассмотрим каждый в отдельности:
) Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет при любой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. На вкусы потребителей могут повлиять технологические изменения, воплощенные в новом продукте. Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на долгоиграющие пластики. Потребители, которые озабочены угрозой здоровью, вызванной холестерином и излишней тучностью, увеличили спрос на капусту брокколи, низкокалорийные заменители сахара и свежие фрукты, сократив спрос на говядину, телятину, яйца и цельное молоко. Медицинские исследования, показавшие, что бета-каротин предотвращает сердечно-сосудистые заболевания и возникновение некоторых типов рака, сильно повысили спрос на морковь.
В 2007 году в Китае стремительный рост среднего класса привел к повышенному спросу на товары более высокого качества, что приводит к увеличению издержек производителей продуктов питания, а это опять же ведет к увеличению цен.
На стороне спроса в последнее время отмечается интенсивный рост потребления продукции животноводчества, особенно мяса. Это влечет за собой многократное увеличение потребления зерна для кормовых нужд и уменьшение доли возделываемых площадей для выращивания продовольственного зерна. [7]
) Количество покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Совершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Всплеск рождаемости после второй мировой войны привел к повышению спроса на пеленки, детские лосьоны и акушерские услуги. Когда в 70-х годах дети, появившиеся на свет в период этого всплеска рождаемости, достигли двенадцатилетнего возраста, возрос спрос на жилье. А взросление этого поколения, наоборот, вызвало спад спроса на жилье в 80-х и 90-х годах. Рост продолжительности жизни увеличил потребность в медицинском обслуживании, услугах сиделок и домах престарелых. Недавние международные торговые соглашения, такие, как Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), снизили иностранные торговые барьеры для американских сельскохозяйственных продуктов, увеличив спрос на эти продукты.[11]
На данный момент численность населения растет, что ведет к росту цен на продовольствие в мире. Например, к началу 2007 года численность составила 6,6 млрд. человек. Согласно демографическим исследованиям этот показатель продолжает быстро расти, хотя прирост сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения. В 2005 году численность населения составила 6 453 628 тыс. человек, в 2000 году - 6 070 581 тыс. человек.
Отдельно можно выделить рост спроса со стороны растущих потребительских рынков, таких как Китай, Индия и Латинская Америка.
Рост численности населения планеты за 100 лет, с 1950 по 2050 г.
(в млн. человек)
общее население |
1950 г. |
2000 г. |
рост за 50 лет |
прогноз на 2050 г. |
возрастание за 50 лет |
развивающиеся страны |
1666 |
4754 |
3088 |
7556 |
2802 |
развитые страны |
853 |
1317 |
464 |
1363 |
46 |
итого |
2519 |
6071 |
3552 |
8919 |
2848 |
Еще статьи по экономике
Фаянсовые изделия предприятия ЗАО Аксинья г. Семикаракорск
Наливая
в чашку чай или суп в тарелку, мы не замечаем, насколько эти вещи стали
неотъемлемой частью нашей жизни. Ну, вот что было бы, если бы керамическая
посуда вдруг исчезла с лица зе ...
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО Сталькрон
На современном этапе развития России обеспечение стабильной
работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей
первостепенной важности. Направленность торговой ...