Функции цены
Цена может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макро-уровне проявляется через функции.
«Функции цены - это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении. Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство, реализацию различных видов товаров, их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение товаров и услуг…активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала».
Функции цены:
1.Учетно - измерительная функция. Цена объективно и точно отражает в своих ценах уровни и динамику общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительских свойств различных видов продукции. С помощью этой функции соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства. Цена показывает, во сколько обществу обходится удовлетворение потребностей в какой - либо конкретной продукции. Благодаря цене можно измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Имея представление о ценах и количестве продаваемых товаров, можно определить величину денежного платежа за них. Зная цену рабочей силы, можно рассчитать размер оплаты труда на предприятии, в отрасли и т.д. На практике учетно-измерительная функция цены помогает выявлять измерять количественные, стоимостные и качественные показатели (валового внутреннего продукта, национального дохода, объема инвестиций, объема произведенной продукции, уровня прибыли, рентабельности и доходности, производительности труда, себестоимости и т.д.) работы предприятия, отрасли.
Выполняя данную функцию, цена является одним из главных показателей эффективности общественного производства. Цена - надежный инструмент для экономических расчетов и проведения анализа при выборе новых видов выпускаемой продукции, ценовой стратегии и т .д.
. Распределительная (перераспределительная) функция. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены являются инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, различными формами собственности, различными социальными группами населения. Эта функция отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы налогов. Именно с помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, а также между отдельными слоями общества. Особенно явно это прослеживается в ценах, регулируемых государством.
. Способствующая рациональному размещению производства функция цены. Суть данной функции заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, то есть вложение капиталов в развитие тех производств, где норма прибыли более высокая. Предприятия сами определяют, в какую сферу экономики вложить свой капитал, проводя при этом тщательные маркетинговые исследования, то есть глубокое изучение рыночных цен. По мере совершенствования рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции значение функции цены постоянно возрастает.
. Стимулирующая функция. Именно посредством цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. На производство и потребление товаров цена действует поощрительным и сдерживающим образом. Стимулирующе цена влияет на производителя и потребителя через величину заключенной в ней прибыли, размеры надбавок и скидок. Цена также влияет на показатели деятельности предприятий. Это и объем выпускаемой продукции, и ее номенклатура, качество и ассортимент, себестоимость, прибыль, производительность труда и многое другое. Цена стимулирует улучшение общественной организации производства, углубление и развитие специализации, кооперирование производства в отрасли экономики, рациональное размещение производительных сил. Цены способствуют или препятствуют увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Особенно важны цены для производителей, ведь производители продают свою продукцию по определенным ценам, которые должны быть установлены так, чтобы их использование было выгодно для потребителей. Посредством механизма формирования цен можно стимулировать научно - технический прогресс (внедрение новой техники), экономию затрат ресурсов, улучшение и совершенствование качества продукции, ассортимента товаров и их полезности, а также изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется за счет повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Еще статьи по экономике
Критерии экономической эффективности, пути её повышения
Россия
вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей
сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда,
всемерного повышения экон ...
Исследование банкротств
Открытое
акционерное общество «СВЕТ» является малым юридическим предприятием, имеет
обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую
печать, штамп.
Про ...
Формирование рыночной цены
Представление о цене сложилось достаточно давно. Изначально цену
связывали именно с денежным выражением стоимости товара, затем стали
рассматривать как отдельную характеристику товара. Ц ...