Проблемы использования интеллектуальной собственности и нематериальных активов в условиях инновационно-ориентированной экономики
Благодаря тому, что действующее законодательство не признает, а значит и не допускает в балансы российских предприятий ту часть нематериальных активов, которая не может быть зафиксирована на материальных носителях информации, то есть имидж, а стоимость «легальных» нематериальных активов в виде товарных знаков, патентов, изобретений и т.д. рассчитывается некорректно, то данные балансовой отчетности российского предприятия оказываются весьма далекими от реальной стоимости его нематериальных активов, а значит и от реальной стоимости самого предприятия. Это приводит, как минимум, к двум неприятным последствиям: нематериальные активы должным образом не амортизируются и не развиваются, а «подешевевшее» предприятие не имеет возможности привлекать инвестиции для исследований и разработок, то есть получать нужные для создания венчурного капитала кредиты, а, следовательно, создавать все новые и новые виды продукта.
Опасность этой ситуации уже начинают осознавать многие серьезные российские предприниматели и приступают к поиску выхода из сложившегося положения. Простейший алгоритм действий в этом направлении может быть таким.
· во-первых, необходимо пересмотреть все материальные активы своего предприятия и заново определить их реальную стоимость;
· во-вторых, прибавив к этому показателю корректно рассчитанную (не по затратному принципу) стоимость нематериальных активов, увеличить, таким образом, стоимость своего предприятия в два-три раза;
· в-третьих, взять заем под стоимость акций или средств своего предприятия и развиваться дальше.
При этом, необходимо принять во внимание, что доля нематериальных активов в стоимости акций предприятий, котирующихся на фондовом рынке, составляет около 50 процентов. Это серьезная сумма, позволяющая компании уже на втором этапе своего развития начать разработку следующего продукта, а к моменту выхода компании на третий-четвертый этапы - предложить его рынку и сохранить, таким образом, свою активность и конкурентоспособность.
Есть и другие, более сложные методики решения проблемы создания венчурного капитала. В любом случае, этой задачей надо заниматься серьезно и начинать это делать немедленно. Если не найти способ исправить ситуацию и запустить нормальный, четырехэтапный цикл жизни для наших товаров, то технологические и производственные возможности российских предприятий будут все больше отставать от запада. Тогда нам придется вечно покупать иностранные патенты и технологии. К тому же, стоимость патентов и плата за их использование может составлять в стоимости готового товара до 80%. То есть деньги будут опять уходить на запад, а наши предприятия так и не получат средства на развитие собственных технологий.
В настоящее время в США, Франции, Великобритании и других странах успешно используется страхование, как способ защиты интересов правообладателей объектов ИС. Отечественный рынок пока, к сожалению, не может похвастаться успехами в этой области, делаются первые шаги как в деле коммерциализации ИС, так и в разработке методики её страхования. Отсутствие адекватной защиты права на ИС делает бессмысленным её создание, поэтому правообладатели и страховщики должны работать вместе. Зарубежные страховщики связывают перспективы страхования в сфере ИС не столько с расширением объёма своей ответственности (т.е. разнообразием рисков), сколько с вовлечением в сферу страхования большего количества предпринимателей, в первую очередь предприятий малого и среднего бизнеса.
Еще статьи по экономике
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...
Денежный спрос и его факторы
Поистине, это самый загадочный инструмент из всех
приобретенных человеком. Нет ничего проще, как с ним обращаться, и нет
ничего труднее, чем понять, как он действует. Никто не может по ...
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...