Проблемы использования интеллектуальной собственности и нематериальных активов в условиях инновационно-ориентированной экономики
В балансе же российского предприятия все выглядит иначе. Активы здесь более чем на 100% состоят из основных средств, незавершенного производства, товаров на складе, машин и оборудования и так далее. Таким образом, нематериальные активы у нас составляют не более, а чаще - менее 1% от стоимости всей активной части баланса.
К нематериальным активам у нас, в отличие от западных норм, относятся только те виды интеллектуальной собственности, которые могут быть зафиксированы на каком-либо материальном носителе информации. Тот же товарный знак, например, патенты, изобретения, промышленные образцы и тому подобное. Что же касается имиджа предприятия, то этот вид нематериальных активов для российских балансов просто недоступен. Его нельзя даже учесть до продажи предприятия, поскольку имидж на материальном носителе информации, не фиксируется.
Между тем, западные экономисты довольно успешно и точно обсчитывают имидж, невзирая на то, что термин этот ассоциируется скорее с эмоциями и ощущениями. Стоимостное выражение имиджа предприятия находится следующим образом. Берется стоимость предприятия в целом, затем определяется стоимость его материальной составляющей. Разница между двумя этими величинами будет являться стоимостью всех нематериальных активов предприятия. Далее, из полученного показателя вычитается стоимость тех нематериальных активов, которые можно зафиксировать на материальных носителях информации, например, на бумаге, дискете или еще на чем-либо. Полученная разница и будет стоимостью репутации. В «раскрученных» западных фирмах она составляет 30-40% от стоимости всего предприятия. Для того, чтобы убедиться в весомости суммы, достаточно привести пример продажи за $20 млн. торговой марки фирмы «Adidas». Вслед за этим придет понимание того, каких средств недосчитываются наши предприятия, не имея возможности ставить на свой баланс нематериальные активы, которые просто невозможно фиксировать на материальных информационных носителях.
С теми нематериальными активами, которые фиксируются на указанных носителях, у нас также не все благополучно. Балансовая стоимость их определяется неверно. Например, стоимость товарных знаков и торговых марок в нашей стране определяется по затратной части. То есть в балансах наших предприятий найдут отражение лишь небольшие денежные суммы, связанные с расходами на изготовление товарного знака, его регистрацию и поддержание, что составляет, обычно, не более одного процента от стоимости имиджа, поддерживать который могли бы эти торговые марки.
Не лучше обстоят дела и с определением балансовой стоимости другого вида российских нематериальных активов - патентами и изобретениями, которые самым непосредственным образом участвуют в формировании имиджа предприятия. Их балансовая стоимость также определяется по затратной части, на основании тех сумм, которые были выплачены авторам или разработчикам, но не исходя из размера возможной прибыли, которую эти изобретения смогут принести предприятию в будущем. Понятно, что заранее оценить отдачу от изобретения всегда сложно. Тем не менее, методики, позволяющие это делать с достаточно высокой степенью точности, существуют давно и западные предприниматели весьма успешно ими пользуются.
Еще менее проработана ситуация с таким видом нематериальных активов, как ноу-хау в сфере управления и организации производства, маркетинговых и рекламных технологий. Наше законодательство пока не позволяет их защищать и даже регистрировать, тем более невозможно это оценивать, а значит, и отражать на балансе предприятия. И на западе не все в этой области интеллектуальной собственности подлежит регистрации. В основном предприниматели хранят подобного рода ноу-хау, как коммерческую тайну столько, сколько это будет возможно.
Еще статьи по экономике
Агропромышленный комплекс Республики Беларусь
Сельское
хозяйство - важнейшая отрасль материального производства, народного хозяйства
страны. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается
производством продукто ...
Общая характеристика предприятия Гранд Сервис
Практическая деятельность осуществлялась в ООО «Гранд Сервис». Данное
предприятие занимается коммерческой деятельностью в области оптовой торговли
парфюмерными и косметическими товарами. ...
Составление сметы на строительство и расчет сметной стоимости
В
строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и
подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
«Строительные работы на объекте до ...