Потребление, потребность и полезность
Полезность - это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезности, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются процессы купли-продажи. В рамках маржиналисткой теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский.
Количественный подход, иначе кардиналистический. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть изменена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей товаров и благ:
=f(x1, x2, …, xn) (2.1.2)
С одной стороны этот метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины - посредством этого можно легко сравнить полезность по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления.
Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль - это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать. Чему он равен и как устанавливается, т.е отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который мог бы измерять полезность.
Кроме того, как можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам на уровне индивида. То, что может быть удобно одному человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-разному.
Порядковый подход, или ординалистский. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричардс Хикс, ученик Дж.М.Кейса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:
=f(X, Y) (2.1.3)
где X и Y - сравнимые товары.
На базе этого, основными принципами данного подхода являются следующие:
) выбор потребителя зависит только от качества, количества и цены товаров и услуг, т.е. воздействие любых внешних эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматриваемых нами подходов;
) потребитель способен упорядочить все возможные комбинации благ;
) потребительское предпочтение носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше полезности товара В, а В - больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А=В, а В=С, то А=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное - то, чтобы потребность была удовлетворена;
) потребитель всегда предпочитает больший набор благ меньшему набору.
Еще статьи по экономике
Денежный спрос и его факторы
Поистине, это самый загадочный инструмент из всех
приобретенных человеком. Нет ничего проще, как с ним обращаться, и нет
ничего труднее, чем понять, как он действует. Никто не может по ...
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...
Эффективность создания и функционирования ОАО на примере ОАО Березовский сыродельный комбинат
В
результате осуществления за последнее десятилетие коренных преобразований в
политической и экономической жизни в Республике Беларусь, произошли
значительные изменения в отношениях соб ...