Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции
Главная задачи государства - уменьшить монополизацию рынков. В России более 80% ВВП приходится на предприятия крупного и среднего бизнеса и лишь 20% на малый бизнес. В развитых капиталистических странах (США, страны Западной Европы) ситуация обратная - 70 % ВВП производит малый бизнес, а 30% средний и крупный. Монополии в основном возникают в крупном и среднем бизнесе. Решение напрашивается само собой - в России требуется повсеместно расширять и развивать малый бизнес. В российских реалиях открыть небольшое предприятие (будь то парикмахерская, продуктовый магазин или автомастерская) достаточно сложно - виной тому высокие проценты за кредиты, сложность согласования различных государственных норм, юридические проблемы, коррумпированность органов. Государству необходимо максимально упростить процесс открытия предприятий и всячески поддерживать их, а не "душить" их, как происходит это сейчас. Это задача не нескольких лет, а нескольких десятилетий - быстрее перестроить экономику целой страны невозможно. Постепенное увеличение доли производства малого бизнеса позволит снизить монополизацию экономики в целом и повысит конкуренцию на рынке. Может возникнуть вопрос: "Почему для демонополизации в России требуется такой большой промежуток времени - не легче ли взять и просто раздробить крупные предприятия на более маленькие?". Да, на западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Тамошние монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения. Именно поэтому необходимо, чтобы при помощи государства экономика сама перестроилась, механически же в России это сделать невозможно.
Следующее действенное решение - иностранная конкуренция. Она является, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Но существует и обратная ситуация - высокие таможенные пошлины вообще не позволяют иностранным производителям выйти на отечественный рынок. Соответственно для демонополизации российской экономики необходима грамотная внешнеэкономическая политика.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Неоднозначным примером таможенной политики является ситуация, сложившаяся в настоящее время в России - значительное повышение пошлин на ввоз импортных подержанных автомобилей из заграницы.
"С 11 января 2009г. таможенные пошлины на ввоз иномарок для физических лиц увеличатся вдвое. Соответствующее постановление правительства РФ опубликовала "Российская газета". Таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей увеличатся с 48% до 54% от таможенной стоимости машины. Для автомобилей в возрасте от трех до пяти лет пошлины вырастут почти в два раза".
Если рассматривать данную ситуацию с точки зрения потребителя, то всё выглядит просто: государство действует не в интересах своих граждан, оно вынуждает покупать некачественные отечественные автомобили, вместо того, чтобы позволить приобрести подержанные иномарки за рубежом, которые, несмотря на свой возраст, по большинству характеристик (в том числе и по надёжности) превосходят отечественные аналоги. Добавим к этому то, что из-за повышения пошлин многие люди, задействованные в автобизнесе, теряют свою работу Так "В Приморье в 18 раз снизился таможенный трафик бэушных иномарок. Компании, занятые в автобизнесе, в массовом порядке увольняют людей. Начался отток граждан из региона. Еще хуже обстоят дела в Калининграде, где раньше беспрерывным потоком шли иномарки из США и Европы. "В настоящее время ввоза в регион подержанных иномарок из-за границы фактически нет. Такая картина наблюдается уже с 12 января, когда были введены новые, повышенные пошлины на таможенное оформление импортных машин", - рассказал "Интерфаксу" источник в Калининградской областной таможне. По его словам, с этой даты посты оформляют одну-две машины в течение двух-трех дней. В основном это дорогостоящие машины старше 5 лет".
Еще статьи по экономике
Статистика денежного обращения и кредита
Слово
“статистика” приходит от латинского слова status (состояние), которое
употреблялось в значении “политическое состояние”. Отсюда итальянские слова
stato - государство и statista - ...
Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на материалах Ливенского хлебокомбината филиала ОАО Орелоблхлеб
На современном этапе хозяйствования основой
экономической политики является повышение эффективности и качества работы всех
звеньев промышленного производства. Развитие рыночных отношений ...
Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции
Реализация продукции является важнейшим
экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность
предприятия.
Реализация продукции - это поступление
изготовлен ...