Монополия
Но, к сожалению, конкуренция на рынке существует не всегда. Случается так, что какой-либо производитель становится единственным поставщиком каких-либо услуг или товаров, не имеющих товаров субститутов. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, и поэтому действующая фирма образует из себя всю отрасль. На деле абсолютной монополия является редким случаем в экономике, более распространённой считается олигополия, когда несколько крупных фирм (обычно не более 10) контролируют всю отрасль.
Монополия (от греч. "моно" - один, "полио" - продаю) - это фирма, являющаяся единственным производителем какого-либо экономического блага, не имеющего близких товаров-субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Для лучшего понимания рассмотрим все черты монополии в отдельности:
· Единственный продавец
Абсолютный монополист является единственным производителем какого-то конкретного товара или единственным поставщиком услуги. В данном случае фирма начинает представлять из себя ту отрасль, в которой она работает. Пример такой фирмы - ОАО "Газпром", на долю которой приходится около 85% добычи природного газа в России.
· Отсутствие близких заменителей
Продукт монополии является уникальным, т.е. у него отсутствуют товары-субституты, способные должным образом удовлетворить потребности покупателя, у которого остаётся лишь два выхода: купить товар у монополиста или отказаться от его покупки вообще.
· Ценовой лидер
Абсолютный монополист контролирует весь объём предложения продукта на рынке и в значительной степени может диктовать цену, т.е. является ценовым лидером. Манипулируя количеством предлагаемого на рынке продукта, монополист может создать дефицит товара, тем самым повысив его стоимость и свой доход.
· Заблокированное вхождение в отрасль
Абсолютный монополист не имеет непосредственно конкурирующих с ним соперников. Вход на рынок является закрытым для абсолютного большинства производителей. Это может быть вызвано разными причинами, но обычно они являются чисто экономическими: так для создания новой марки автомобилей необходимо изучить рынок, разработать новые модели автомобилей или получить лицензию на производство уже существующих, провести широкую рекламную компанию, дабы сформировать спрос на производимую марку, построить заводы, нанять необходимое количество персонала. Плюс ко всему этому требуется большой масштаб производства: для эффективного производства автомобилей необходимо выпускать около 300 тыс. единиц автотехники в год, что, понятно, могут позволить себе лишь единицы.
Часто барьеры для вступления в отрасль создаёт само государство, выдавая патенты и лицензии на деятельность. К примеру, в США изобретатель, получивший патент на какое-либо изобретение, обладает правом исключительного контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в становлении таких компаний, как "Ксерокс", "Кодак", "IBM", "Sony" и др. По сути своей, такая политика государства является оправданной: если бы результаты НИОКР сразу же становились всеобщим достоянием, то у производителя отсутствовал бы стимул вкладывать капиталовложения в исследования. Их тут же бы начинали использовать конкуренты.
Монополия также может обладать исключительным правом на использование какого-либо ресурса. Примером того является компания "Де Бирс", являющаяся хозяином крупнейших алмазных рудников в Южной Африке.
На первый взгляд, существование фирм, представляющих из себя целую отрасль, почти невозможно, и в действительности такое крайне редко бывает. Если же мыслить не в масштабах всей страны, а более локально (возьмём к примеру небольшой город), то существование монополии становится весьма типичным. Во многих городах есть только один книжный магазин, один аэропорт (обслуживающий одну авиакомпанию), один банк, один кинотеатр, одна аптека и т.д.
Еще статьи по экономике
Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
внешнеэкономическая политика ростовская область
Кардинальное
изменение геополитического положения России после распада СССР существенно
повысили роль внешнеэкономического фактора в развит ...
Статистика денежного обращения и кредита
Слово
“статистика” приходит от латинского слова status (состояние), которое
употреблялось в значении “политическое состояние”. Отсюда итальянские слова
stato - государство и statista - ...
Сущность инновационной деятельности на предприятии
Особенность
современного этапа развития заключается в глобализации экономических процессов.
В связи с этой тенденцией в экономике происходит формирование сообществом
развитых стран прои ...