Сравнительная характеристика экономической безопасности РБ со странами Центральной и Восточной Европы
Для Беларуси особый интерес представляет опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария). Под экономической безопасностью здесь понимается как правило - обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.
Страны Балтии и страны Центральной Европы включают в понятие экономической безопасности несколько составляющих:
Сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами;
Политическая, экономическая, институциональная, культурная трансформация в соответствии с западноевропейскими стандартами.
Главными угрозами экономической безопасности считаются: экономическая отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов. В отдельных странах (Польша) - ограничение импорта стратегически важного сырья.
Анализ опыта таких стран Западной Европы как Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария по обеспечению экономической безопасности показывает, что их основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке [26, с. 24]. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, вследствие чего вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. При этом так называемые «малые страны» Евросоюза в качестве стратегических целей определяют формирование эффективной структуры и специализацию экономики.
Политика обеспечения экономической безопасности Чехии, Польши, Словакии и стран Балтии базируется на сближении национальных интересов с общеевропейскими интересами, а также политической, экономической и институциональной трансформацией в соответствии с западноевропейскими стандартами. В начале 90-х годов эти страны избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ [18, с. 20]. Главными угрозами экономической безопасности этой группы стран можно назвать: экономическую отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов, а в отдельных странах, например Польше, - ограничение импорта стратегически важного сырья.
Что касается Украины, то там следует провести целенаправленную работу по выходу из экономического кризиса, предотвращению реальных угроз, борьбой с коррупцией, криминальными элементами в экономике. В этой связи очень важно не только понимание сущности экономической безопасности на всех уровнях (международном, национальном, региональном, личностном), но и конкретные действия управленческих структур по сближению уровня экономической безопасности Украины к европейскому уровню.
Безусловно, адаптация любого зарубежного опыта к условиям Украины достаточно трудоемка и представляет собой не копирование всей системы регулирования, а лишь поэтапное внедрение отдельных элементов, инструментов, методов, программ.
Опыт зарубежных стран следует заимствовать, основываясь на сходстве задач, целей, приоритетов национальных стратегий. Необходимо учитывать уровень экономического развития, развития институтов управления, обеспечения и контроля над безопасностью, используя системный подход и сравнительный анализ.[12, с 124]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало формирования внешнего долга Республики Беларусь приходится на конец 1992 г., когда были заключены первые кредитные соглашения между Республикой Беларусь как суверенным заемщиком и Комиссией Европейских сообществ по поставкам товаров, относящихся к критическому импорту.
Еще статьи по экономике
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...
Исследование банкротств
Открытое
акционерное общество «СВЕТ» является малым юридическим предприятием, имеет
обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую
печать, штамп.
Про ...
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...