Методологические особенности управления внешним долгом
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.[1]
Привлечениеииспользованиеиностранныхкредитовизаймовявляетсяоднимизважнейшихэлементовденежно-кредитнойивалютной политики любого государства. По степени влияния на финансово-экономическое положение стран-заемщиков внешний долг-это сложное и противоречивое понятие.
С одной стороны, внешние заимствования способствуют привлечению в страну дополнительных финансовых ресурсов, открывают доступ к достижениям в научно-технической сфере и современному управленческому опыту. С другой стороны, значительные размеры внешней задолженности стран неоднократно становились причиной обострения мировых долговых отношений за последние десятилетия и являются одной из актуальных проблем современности.
Вомногихстранахрешениезадачвэтойсферезаключеноврамкиотдельногонаправлениягосударственнойполитики, именуемого управлением внешним долгом. Основная цель управления государственным долгом -удовлетворение потребностей правительства в финансировании и выполнении его обязательств по платежам при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска.
Эффективная система управления внешним долгом, действующая во многих зарубежных странах, обеспечивает оперативное привлечение необходимого объема заимствований для удовлетворения финансовых потребностей; позволяет им экономить существенные финансовые ресурсы путем оптимизации структуры долга и графиков обслуживания долга; минимизирует риски, накладываемые заимствованиями в иностранной валюте.
В современной экономической теории государственный долг определяется как сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Природа образования бюджетных дефицитов неразрывно связана с понятием цикличности в экономической сфере. Бюджетные дефициты достигают максимальных размеров в период экономических кризисов и депрессий, когда наблюдается наибольшее снижение производства и поступлений в государственный бюджет. Так как дефицит государственного бюджета может покрываться из двух источников (внешних и внутренних), то внешний долг - это долг государства перед нерезидентами. Таким образом, государственный долг тесно связан с понятием дефицита государственного бюджета.
Если бюджетный дефицит сохраняется на протяжении продолжительного периода времени, то неуклонно увеличиваются размеры государственного долга. В таком случае расходы на обслуживание долга становятся одной из первоочередных статей государственного бюджета и, в конце концов, причиной дефицита государственного бюджета, замыкая образовавшийся круг: дефицит государственного бюджета - рост государственного долга - дефицит государственного бюджета [20].
Международный опыт свидетельствует о том, что проведение взвешенной политики заимствований и своевременное принятие необходимых мер для укрепления потенциала государства в области управления долгом государственного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора являются очень важными факторами для обеспечения высокого уровня макроэкономической стабильности страны.
В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:
кредиты и займы государства или его уполномоченных органов, предполагающие прямую ответственность государства по их погашению;
рыночные ценные бумаги, выпущенные государством или его уполномоченными органами на международных рынках капитала;
гарантии и иные косвенные обязательства государства и его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.
Еще статьи по экономике
Производительность труда как важнейший фактор эффективности производства на примере СП ЗАО Милавица
Производительность труда на промышленных предприятиях является не только
одним из главных показателей эффективности его деятельности, но и прогнозным
показателем, от выполнения которого ...
Исследование использования прибыли
прибыль финансирование хозяйственный
Прибыль выступает показателем оценки эффективности хозяйственной
деятельности коммерческой организации, кроме этого является источником
финансирования ...
Факторы конкурентоспособности регионов
Актуальность темы. На данный момент в мире происходят существенные изменения,
связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни
общества; задает новые условия раз ...