Теоретические особенности максимизации прибыли
Суммарная прибыль в ситуации картеля при классических предпосылках будет максимальна. Действительно, одновременное изменение цен фирм как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения сократит их прибыли, а одностороннее изменение приведет к полному захвату рынка более дешевой фирмой, что выгодно для нее, но обнулит прибыль конкурента и уменьшит суммарную прибыль.
В нашей ситуации, когда остаются покупатели, по каким-либо причинам покупающие продукцию в более дорогой фирме, можно получить суммарную прибыль, больше картельной с помощью ценовой дискриминации: покупатели, ориентированные на минимум цены, покупают у более дешевого производителя, а часть из обеспеченных (кому все равно или почти все равно) заплатит больше. При этом для более дорогой фирмы есть огромные стимулы снизить цену и увеличить свою долю на рынке. Однако в случаях, если соглашения между фирмами достаточно жесткие (или, например, в случае, когда существуют 2 торговых точки, принадлежащих одному производителю), суммарная прибыль (которая затем может перераспределяться) будет максимальна и больше монопольной.
Численный пример данных ситуаций приведен в Приложении А. Одним из способов регулирования процесса максимизации прибыли монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции. Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым сталкивается монополист, показано на рис. 4. Здесь D и MR ≈ кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm ≈ установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена (англ, price ceiling ≈ потолок цены).
Рисунок 4 - Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым сталкивается монополист
Эффективная кривая предельной выручки также будет состоять из двух сегментов: горизонтального сегмента РmA и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно:
MR(Q) = P(Q) + Q(dP/dQ)
Пока Q < Q' и действует предельная цена
Рm, dP/dQ = 0
и, следовательно,
MR(Q) = Рm
При Q > Q' дополнительный объем продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Рm, и, следовательно, dP/dQ < 0. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сегментом эффективной кривой спроса РmA, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса.
Наконец, при Q = Q' эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q' MR < OR', а при малом сокращении
MR = OРm
Рассмотрим влияние максимально допустимых цен на поведение монополиста подробнее. На рис. 5 оптимум нерегулируемой монополии достигается при выпуске Q* и цене Р*. Очевидно, что установление предельной цены выше Р* не изменит решения монополиста, его оптимум останется прежним (Q*, P*). Однако при более низкой предельной цене прибылемаксимизирующий выпуск монополиста изменится. Так, если предельную цену установить на уровне P1, эффективной кривой спроса будет кривая P1AD, а эффективной кривой предельной выручки ≈ кривая P1ABF. В этом случае кривая предельных затрат (SMC) "пройдет" через разрыв АВ, а прибылемаксимизирующий выпуск будет равен Q1. При меньшем выпуске эффективная кривая предельной выручки лежит выше кривой предельных затрат и потому у монополиста есть стимул увеличить выпуск до Q1. Напротив, при большем выпуске кривая предельных затрат окажется выше соответствующего сегмента эффективной кривой предельной выручки, BF, имеющего отрицательный наклон, и у монополиста есть стимул сократить выпуск до Q1.
Рисунок 5 - Влияние максимально допустимых цен на поведение монополиста
Еще статьи по экономике
Фаянсовые изделия предприятия ЗАО Аксинья г. Семикаракорск
Наливая
в чашку чай или суп в тарелку, мы не замечаем, насколько эти вещи стали
неотъемлемой частью нашей жизни. Ну, вот что было бы, если бы керамическая
посуда вдруг исчезла с лица зе ...
Исследование финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Процесс
сбыта (продажи) продукции является завершающим этапом общего процесса
воспроизводства и кругооборота хозяйственных средств предприятия. Предприятие
может так продавать свои това ...
Влияние качества рабочей силы на продуктивность труда
Человеку отдается решающая роль в развитии экономики страны как носителю
богатства, что предполагает максимальное и всестороннее использование
человеческих ресурсов. Поэтому в современны ...