Анализ формирования и распределения чистой прибыли
Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование произведенного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д [19, c. 116].
При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
§ требуемого объема инвестиций для производственного развития;
§ небходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия [18, c. 286].
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
§ правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
§ система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
§ рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;
§ стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).
Внутренние факторы:
§ уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.;
§ наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;
§ необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;
§ уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;
§ наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);
§ текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли [12, c.480].
В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли (табл. 5).
Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:
§ изменение суммы чистой прибыли (ЧП);
§ изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли ().
(3)
Таблица 5 - Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
+, - |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Нераспределенная прибыль прошлых лет | |||
2. Чистая прибыль отчетного года | |||
3. Использование прибыли в отчетном году: 3.1. на выплату дивидендов 3.2. увеличение резервного фонда 3.3. производственное развитие | |||
4. Доля в чистой прибыли отчетного периода: выплаченных дивидендов средств, направленных на прирост резервного фонда капитализированной прибыли | |||
5. Нераспределенная прибыль на конец года (п. 1 + п. 3.3) |
Еще статьи по экономике
Удержания из заработной платы на предприятии
Заработная
плата всегда была важным вопросом, и интересовала всех людей, ведь она является
основным источником дохода большинства людей, а удержания, производимые из
заработной платы, к ...
Управление амортизационной политикой и основными фондами предприятия
В
условиях становления рыночной экономики одной из насущных задач общества
является сохранение, техническое перевооружение и дальнейшее развитие
материально-технической базы производств ...
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО Сталькрон
На современном этапе развития России обеспечение стабильной
работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей
первостепенной важности. Направленность торговой ...