Нормативно-правовое регулирование железнодорожной отрасли
Одной из базисных отраслей российской экономики является железнодорожный транспорт. Эффективность работы этой отрасли влияет на темпы роста практически во всех отраслях российской экономики. Система железных дорог обеспечивает единство территории России, интенсивность хозяйственных связей в стране, является одним из факторов, определяющих объемы и направления нашей внешней торговли. Более 80% грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) приходится именно на железные дороги [17].
От качества железнодорожного сообщения зависит плотность расселения граждан по территории Российской Федерации и мобильность трудовых ресурсов. Железные дороги берут на себя более 40% всех пассажирских перевозок.
За истекший период реформирования экономики страны в железнодорожной отрасли накопился целый ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время путем законодательного, государственного нормативно-правового и тарифного регулирования, а также структурного реформирования железнодорожного транспорта как субъекта естественных монополий. К этим проблемам относятся:
· высокий уровень износа основных фондов (средний уровень износа составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы);
· несовершенство механизма государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта, что не способствует развитию свободной конкуренции в отрасли;
· не полностью обеспечена ликвидация убыточности пригородных пассажирских перевозок, социально значимых грузовых перевозок;
· не отработан механизм расчетов за перевозки льготных категорий граждан, и т.д.
Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям считает, что нормативное правовое регулирование должно обеспечить повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг. Стимулировать создание единого экономического пространства страны, формирование единой гармоничной транспортной системы и снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, и неоднократно обращала внимание Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации на необходимость принятия незамедлительных мер по усовершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта [34].
Учитывая сложную техническую и экономическую обстановку в железнодорожной отрасли, важно, чтобы нормативное правовое регулирование было способно обеспечить повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг и сохранение единого экономического пространства страны, формирование единой гармоничной транспортной системы и снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом [21]. С этой целью Комиссией Совета Федерации по естественным монополиям в 2008 году осуществлялась непрерывная работа по мониторингу законодательного обеспечения третьего этапа структурного реформирования железнодорожного транспорта и хода реализации соответствующих мероприятий [41].
В мае 2007 года в Совете Федерации был проведён "круглый стол" на тему "Нормативно- правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта в современных условиях". В работе "круглого стола" приняли участие более 50 человек, в том числе члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти (Минтранс России, ФСТ, ФАС, Счетной палаты РФ), профсоюзов транспортников, ОАО "РЖД", ассоциаций и общественных организаций независимых перевозчиков, вузов и научных организаций, средств массовой информации.
Существенным шагом по пути нормативного правового обеспечения структурного реформирования железнодорожного транспорта в 2007 году явилась разработка Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг к концу третьего этапа реформы [29].
В 2007 году велась значительная работа по созданию системы технического регулирования на железнодорожном транспорте. С целью совершенствования нормативной правовой базы в области безопасности движения и экологии в сфере железнодорожного транспорта Минтрансом России была подготовлена и одобрена на заседании Правительственной комиссии по техническому регулированию 14 июня 2006года (Протокол №12) Концепция системы технического регулирования на железнодорожном транспорте (далее - Концепция). Которая определила общую идеологию и направление дальнейшей работы, связанной с подготовкой специальных технических регламентов [22].
Еще статьи по экономике
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...
Проведение фотографии рабочего времени
В
условиях рыночной экономики для каждого предприятия важно сохранять прочное,
стабильное положение на рынке, которое во многом зависит от применения
высокопроизводительной техники и те ...
Расчет затрат на ремонт сложной электронной техники в условиях малого предприятия
Малые
предприятия - это не организационно-правовая форма, термин "малое"
характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к
малым являются численность ...