Основные принципы формирования внешнеэкономической политики современной рыночной экономики России
Облегченный доступ зарубежных товаров на внутренний рынок России поставили национальных товаропроизводителей в неравные конкурентные условия. Это существенно затрудняет до сих пор работу российских товаропроизводителей на собственном рынке и влечет за собой гибель в неравной конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками целых отраслей производства.
Рисунок 2
Рассмотрим товарную структуру современного российского импорта.
Основной товарной группой в товарной структуре импорта традиционно является группа "Машины, оборудование и транспортные средства"(рисунок 2).
Как и ранее эта товарная группа по-прежнему доминирует в товарной структуре. Большая доля импорта продукции машино-технической группы составляют такие позиции, как бытовая и электронная техника, легковые автомобили и пр., т.е. продукция, обеспечивающая потребительский спрос, но не содействующая техническому перевооружению промышленных отраслей производства.
Весьма значимыми в товарной структуре импорта являются продовольствие и товары народного потребления. В группе товаров народного потребления основной проблемой остается неорганизованный импорт. Практически более половины стоимостного объема импорта представляет собой потребительскую продукцию, удовлетворяющую сиюминутные нужды населения и компенсирующую последовательно сокращающееся национальное производство этих товаров. Отсюда и характер современного регулирования импорта, определяемого следующими достаточно простыми принципами:
либеральный таможенный режим, слабо или совсем не учитывающий интересы национального производства;
ограниченное использование административных мер регулирования. Отдельные попытки ограничения ввоза мяса из Польши, птичьего мяса из США, вина из Молдавии и Грузии носят весьма политизированный и краткосрочный характер;
слабое использование таких эффективных защитных мер, как технические нормы и стандарты, качественные и количественные ограничения и т.д.
Итак, можно выделить основные принципы формирования внешнеэкономической политики в современной рыночной экономике России:
обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
перевод экономики на инновационный путь развития;
активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
Еще статьи по экономике
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...
Исследование финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Процесс
сбыта (продажи) продукции является завершающим этапом общего процесса
воспроизводства и кругооборота хозяйственных средств предприятия. Предприятие
может так продавать свои това ...
Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,
материалов, топлива ...