Строительная смета
В «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в
строительстве в условиях развития рыночных отношений» - информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 "Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений" №БЕ-19-21/12, были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве современной России: (п. 1.1.)
При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:
гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;
соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;
возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
«Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.» (п. 1.5.)
Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными органами исполнительной власти. Насаждение в России административного порядка составления смет и внедрение нерыночных методов определения стоимости строительства привело к тотальной дискреции ценообразования строительства - неограниченной возможности должностных лиц решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.
В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: - «(п. 10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».
Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями до настоящего времени, не прошел государственной регистрации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.
Еще статьи по экономике
Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
внешнеэкономическая политика ростовская область
Кардинальное
изменение геополитического положения России после распада СССР существенно
повысили роль внешнеэкономического фактора в развит ...
Фаянсовые изделия предприятия ЗАО Аксинья г. Семикаракорск
Наливая
в чашку чай или суп в тарелку, мы не замечаем, насколько эти вещи стали
неотъемлемой частью нашей жизни. Ну, вот что было бы, если бы керамическая
посуда вдруг исчезла с лица зе ...
Факторы конкурентоспособности регионов
Актуальность темы. На данный момент в мире происходят существенные изменения,
связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни
общества; задает новые условия раз ...