Социально-экономическая политика государства, связанная с ростом цен на продовольствие
В условиях рыночной экономики естественным явлением является государственное регулирование цен, когда государство вырабатывает комплекс мер, направленных на поддержание стабильного уровня цен на важнейшие группы товаров, продуктов и услуг. При этом осуществляется поддержание на рынке конкурентной среды, ограничение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Регулирование цен на продовольствие государством имеет как свои плюсы, так и свои минусы. При рыночном формировании цен вступает в силу широкая конкуренция; цены на одинаковые товары и услуги получают большой «разброс». При государственном же регулировании цена удерживается на сложившемся уровне; они стабильны и поэтому не могут регулировать рыночные процессы в полной мере.
Высокие международные цены побудили правительства многих стран принять серьезные меры, главным образом направленные на предупреждение резкого скачка цен на внутренних рынках. В 2007 году ряд стран-импортеров снизили уровень своих импортных ограничений или приостановили их действие, в то время как многие страны-экспортеры ограничили экспорт из опасений, что значительный объем экспорта может привести к образованию дефицита продовольствия на внутреннем рынке и соответственно к росту внутренних цен. Некоторые страны открыли доступ к своим запасам, чтобы стабилизировать цены. Страны, обладающие потенциалом для расширения производства, подняли закупочные цены в целях поощрения посевов в следующем сезоне.
В России методом борьбы государства со скачком цен на продовольствие является «замораживание» цен. Оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики. Применяется «замораживание» цен на отдельные группы товаров, а также временный запрет на изменение цен, а также частичный запрет.
Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила «заморозить» их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 года стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
Как говорится в статье «Заморозим цены» журнала «Эксперт» 15октября 2007 года, в ходе совместного совещания производителей, ритейлеров, МЭРТ, Минсельхозпрода и ФАС было принято решение о подписании соглашения о замораживании цен на ряд продуктов. Этими продуктами являлись: подсолнечное масло, яйца, кефир и молоко низкой жирности, а также пшеничный хлеб массой не менее 300г и ржаной хлеб массой не менее 500г. «Цены на продукты питания первой необходимости будут заморожены с 24 октября 2007года до 31 января 2008 года». [6]
Акцент в решении проблемы продовольствия новым российским Правительством делается на развитие сельского хозяйства. В прессе и выступлениях чиновников в последнее время звучат слова о том, как много «дешевых» кредитов получили аграрии за два истекших года. Стабильно растущие доходы бюджета от экспорта минерального сырья позволяют щедро увеличивать объемы поддержки села через государственную программу развития сельского хозяйства, причем в последние месяцы масштабы вливаний исчисляются, судя по высказываниям официальных лиц, десятками миллиардов рублей. В первую очередь финансирование предназначается животноводческим предприятиям для компенсации дорожающих во всем мире кормового зерна и минеральных удобрений и сельскому хозяйству в целом - для смягчения последствий повышения ставок по кредитам, которое тоже охватило весь мир.
Еще статьи по экономике
Факторы конкурентоспособности регионов
Актуальность темы. На данный момент в мире происходят существенные изменения,
связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни
общества; задает новые условия раз ...
Использование кластерного подхода в управлении развитием региональных экономических систем
Развитие
экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических
субъектов. Экономический рост национальной экономики и улучшения жизни ее
населения обусловлено ...
Исследование реализации продукции (на основе материалов ОАО Промприбор)
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема
производственной продукции, повышение ее ...