Формирование рыночной цены
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. Например, в Новой экономической энциклопедии дается такое определение цены: «Цена - денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая или уплаченная за какой-то товар или услугу. … Цена является результатом «голосования» за товары и услуги деньгами. Цена выступает также историческим фактом, т.е. относится к определенному моменту времени и месту, независимого от того, была ли она «объявлена открыто» или «осталась в тайне». Согласно Большой Советской энциклопедии «Цена - денежное выражение стоимости товара». В настоящее время это определение устарело, точнее оно не является полным и законченным. Цену можно считать формой проявления стоимости и ценности. В тоже время понятия «цены» и «стоимости» существуют обособленно.
Товар как потребительная стоимость предназначен для продажи с целью удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, а других членов общества. Покупатели, встречаясь с продавцами товаров, оценивают целесообразность покупки того или иного товара, руководствуясь тем, сколько он стоит и тем, насколько его потребительные свойства соответствуют потребностям и вкусам потребителей. Приобретение товара означает признание его общественной значимости, или ценности для общества. Придание товару общественной полезности, ценности означает признание затрат труда товаропроизводителей на то или иное благо в качестве общественно необходимых затрат труда. Цена же является формой проявления стоимости и ценности.
Цена, являясь характеристикой товара, отражает его полезные свойства для потребителя. Общая величина полезности товара равна сумме родовой и добавленной полезности. По родовой полезности товары сопоставимы между собой. При этом потребитель может выбрать любой продукт или услуги, руководствуясь в основном собственными затратами. Если же предприятие придает своей продукции дополнительную инструментальную или эмоциональную полезность, то привлекательность ее существенно возрастает. Появляется возможность установить более высокую цену. Это связано с тем, что цена воспринимается также и как показатель качества. Потребители верят, что высокая цена есть оправдание высокого качества, и готовы заплатить еще больше, если качество будет еще выше. Обладание первоклассными товарами дает покупателю уверенность в правильности своего выбора и ощущение собственного благополучия. Как правило, высокая цена устанавливается на товары повышенного качества, уникальные, с повышенными потребительскими свойствами и т. п. [13]
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной - они образуют часть системы саморегулирования.
В рыночной экономике цена является одной из характеристик товара. В цене товара выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена и совершения сделки. Выгодность либо невыгодность продукции, а также нужда потребителя в продукции подтверждается рынком и ценой продукции. В этом случае к определению цены не следует подходить изолированно как к расчетному показателю. Цена, находясь в определенных системе и условиях, требует учета всех факторов, которые на нее влияют. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, являясь основным экономическим институтом рынка. Обычное восприятие цены, как правило, связано с ценой за единицу товара. На практике часто используется понятие цены на единицу полезности.
Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности производства, с другой - нормативом, формирующим спрос населения на необходимые товары и услуги.
Цена блага или ресурса показывает, от чего необходимо отказаться, для того, чтобы приобрести это благо или услугу. Цена обычно выражается в денежной форме, хотя платеж необязательно должен осуществляться с помощью денег. Относительная цена может выражаться в количестве некоторого другого блага, от которого придется отказаться. Таким образом, все цены увеличатся в равной степени, то абсолютные цены возрастут, а относительные останутся неизменными. [3]
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую систему. Реально под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
Еще статьи по экономике
Расчет технико-экономических показателей промышленного предприятия за год
Экономика
- это исследование поведение людей в процессе производства, распределение,
обмена и потребления материальных благ и услуг в мере ограниченных ресурсов.
Но,
если рассматрив ...
Интеллектуальная собственность и нематериальные активы фирмы
В проделанной мною работе я попыталась изучить интеллектуальную
собственность и нематериальные активы фирмы. К ее изучению я подошла
всесторонне, рассмотрев их теоретические основы. ...
Исследование современного состояния естественных монополий в России
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что
позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую
составляющую в качестве причины этого несове ...