Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
Централизация, концентрация и монополизация как явления в экономике тесно взаимосвязаны между собой. Однако концентрация не обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.
Концентрация - это сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона; часто вызывается производственной необходимостью, сопровождаемой снижением издержек за счет концентрации.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.
Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.
С целью создания нормальных условий для развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т.е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство.
Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Монополистической деятельностью являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или устранение конкуренции. [4, с. 77 - 78]
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем:
- злоупотреблении доминирующим положением на рынке;
- совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их доминирующего положения на рынке определенного товара также признаются их согласованные действия (в том числе на основании договора или иной сделки), которые приводят или могут привести к следующему:
) установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
) повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
) ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
) недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов иными способами, в том числе путем координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций.
В исключительных случаях указанные согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена законами. [4, с. 83]
Контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.
Еще статьи по экономике
Иностранные кредиты и экономическая безопасность Республики Беларусь
Проблема внешней задолженности является одной из
острейших для Беларуси, т.к. национальная экономика страны требует
значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не мо ...
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...
Расчет затрат на ремонт сложной электронной техники в условиях малого предприятия
Малые
предприятия - это не организационно-правовая форма, термин "малое"
характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к
малым являются численность ...