Бюджетно-налоговая система и фискальная политика
Фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику, так как она сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета: налоги представляют основные доходы госбюджета, а госзакупки и трансферты - его расходы.
Состояние госбюджета: нормальное - расходная часть равна доходной; дефицитное - расходы превышают доходы. Дефицит госбюджета не является опасным для экономики, если он на уровне 2-3% ВНП. В противном случае это сказывается на функционировании денежной, кредитной систем и всей экономики в целом.
Причины дефицита госбюджета: спад экономики; уменьшение акцизных налогов; увеличение бюджетных расходов; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск “пустых” денег; неоправданно “раздутые” социальные программы; большие затраты на ВПК; большой оборот “теневой” экономики и др.
Меры по снижению бюджетного дефицита: конверсия; переход от финансирования к кредитованию; постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям; снижение расходов на управление государством; изменение системы налогообложения; повышение роли местных бюджетов.
Различают структурный и циклический дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом.
Ключевой вопрос бюджетной политики - должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же величину. Например, увеличение G и Т на 20 единиц вызовет прирост дохода на 20 единиц (теория Хаавельно).
В то же время имеет более сильное влияние на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы. Изменение налогов косвенно воздействует на совокупные расходы за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменение потребления.
Налоговый мультипликатор
=
в случает увеличения налогов произойдет уменьшение дохода, тогда необходимо указать знак “-“.
Мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен или меньше единицы.
Государственный долг - сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Кроме того, выделяют общий и первичный дефицит госбюджета, особенно это важно для анализа динамики государственной задолженности.
Первичный дефицит представляет собой общий дефицит, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит рассматривается как инструмент стабилизационной политики.
Бюджетный дефицит принципиально может обслуживаться двумя способами - с помощью кредитов Центрального Банка (DM) и путем эмиссии государственных ценных бумаг (DB), то есть можно записать, что величина бюджетного дефицита равна сумме прироста денежной массы и прироста государственных ценных бумаг:
Первый способ, как правило, используется правительствами слаборазвитых стран, стран с переходной экономикой, как это имело место в Российской Федерации до августа 1995 года. По определению, такое финансирование является чисто инфляционным, так как происходит монетизация дефицита госбюджета.
Для развитых стран характерно обслуживание дефицита госбюджета через эмиссию гособлигаций. В этих условиях государственный долг GD можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг, то есть:
=åB.
При этом также может происходить монетизация дефицита госбюджета, если Центральный Банк осуществляет покупки на открытом рынке государственных ценных бумаг, согласовывая такие действия с правительством.
О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в валовом национальном продукте, однако вопрос о критическом значении показателей остается открытым. Так, в некоторых странах размер государственного долга превышает половину ВНП, а расходы на его обслуживание приближаются к десятой части всех расходов бюджета. Однозначно можно утверждать следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита госбюджета. Кроме того, если при большой величине государственной задолженности общий дефицит бюджета в значительной части направляется на выплату процентов по государственным ценным бумагам, то такая ситуация должна рассматриваться как критическая для финансовой системы страны.
Еще статьи по экономике
Эффективность использования основных фондов предприятия на примере ООО Мцна-Инвест
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия
обеспечивается не только за счёт использования материальных, трудовых и
финансовых результатов, большая роль здесь отводится основн ...
Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода
стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии,
где доминировало крупное механизиров ...
Исследование эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО Векор
Стабильный успех предприятия зависит от четкого и
эффективного планирования им своей деятельности, регулярного сбора и
аккумулирования информации о состоянии рынков и собственных перспек ...