Модели макроэкономического равновесия
Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важных категорий, как функция потребления и сбережения.
Потребление (C)- те денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг.
Потребление - функция располагаемого дохода (DI).
Сбережение (S) - та часть располагаемого дохода (DI), которая не идет на потребление.
Тогда DI = C + S; C = DI - S; S = DI - C.
Сбережение может быть положительным, нулевым и отрицательным (жизнь в долг).
Средняя склонность к потреблению (APC):
,
где Y - национальный доход.
Средняя склонность к сбережению (APS):
Предельная склонность к потреблению (MPC):
.
Предельная склонность к сбережению (MPS):
+ S = Y, но тогда Значит, MPC + MPS = 1.
Следовательно, MPC = 1 - MPS и MPS = 1 - MPC.
Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, согласно которому “люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы”. Данный вывод делается “не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта”.
Кейнсианская функция потребления, соответствующая основному психологическому закону, выглядит так:
= C0 + Cy (Y - T).(1)
Соответственно функция сбережений:
= S0 + Sy (Y - T),,(2)
где C и S - объем соответственно потребления и сбережения домашних хозяйств;- объем налогов с доходов домашних хозяйств;и S0 - автономное, то есть не зависящее от величины дохода, потребление и сбережение;- национальный доход.
Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций (I).
Инвестиции - расходы фирм на расширение и обновление производства, создание материально-технических запасов. Инвестиционные расходы подразделяются на:
амортизационные - направленные на замену изношенного оборудования;
чистые инвестиции - добавляющие и расширяющие существующий физический капитал, они способствую экономическому росту.
Если C > ЧНП (чистый национальный продукт) - “проедание” капитала (не возмещаются даже амортизационные отчисления).
Если C = ЧНП - в экономике застой.
Если C < ЧНП - имеет место экономический рост.
Факторы, влияющие на инвестиции:
ожидаемая норма прибыли или рентабельности предполагаемых капиталовложений;
уровень процентной ставки;
уровень налогообложения;
темпы инфляционного обесценения денег.
Инвестиции I, сбережения S и доход Y взаимодействуют между собой (при этом абстрагируются от государственных расходов G и чистого экспорта X).
Национальный доход Y при его использовании равен сумме расходов на потребление (C) и инвестиции (I): Y = C + I.
Национальный доход произведенный - это сумма потребления (C) и сбережения (S) : Y = C + S.
Тогда C + I = C + S Þ I = S.
На уровень национального дохода влияет равновесие между инвестициями и сбережениями.
Модель “IS” (инвестиции - сбережения) впервые разработана Дж. Хиксон (англ., 30-е годы ХХ века).
Это составная часть модели “IS-LM”, о которой мы продолжим разговор в теме 20.
Модель “IS” показывает одновременно функциональную связь между S, I, процентом и национальным доходом.
Мультипликатор (K) - коэффициент (множитель), указывающий, что когда происходит прирост величины инвестиций , то национальный доход возрастает на величину, которая в k раз больше, чем прирост инвестиций:
Еще статьи по экономике
Методы максимизации прибыли, применяемые в российской и зарубежной хозяйственной практике
В
условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект
старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность.
Добиться такого состояния дел пр ...
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...
Финансовые резервы предприятия
Финансы предприятия - денежные отношения, связанные с
формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования
на различные цели (например на выполнение обязательс ...